26

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Тормоз, сцепление[/b].

Перед началом движения нажмите на педаль тормоза. Если у педали остался прежний ход — все в порядке. Если педаль провалилась — устраняйте неисправность. Но даже и тогда, когда педаль находится в нормальном положении, не мешает устроить машине еще один экзамен. Разгоните ее до скорости 30 километров в час и вновь нажмите на педаль тормоза. Это делается для контроля тормозных качеств автомобиля, для проверки, нет ли заноса. Занос в свою очередь тоже свидетельствует о той или иной неисправности: неправильно отрегулированы тормоза, неравномерно изношены или замаслены тормозные накладки. Проще всего устранить замасливание: снимите тормозной барабан, промойте накладки керосином, протрите наждачной бумагой.

Мы преподносим сейчас автовладельцам, так сказать, азбуку их отношений с автомобилем, названную нами первым знакомством. Некоторые советы и рекомендации уже в усложненном виде, рассчитанные на возросший профессиональный уровень родителей, встретятся в последующих главах. Пока же — очередная буква нашей азбуки, за которой стоит весьма существенный и далеко не простой для новичков вопрос — о хранении автомобиля.





[b]Гараж[/b].

Правильное хранение — один из самых верных путей к долголетию вашей машины. Разумеется, надежнее всего обзавестись гаражом. При первой же возможности стройте любой гараж — теплый, холодный, кирпичной кладки или металлический. Знайте только, что гаражи нельзя сооружать рядом с лечебными учреждениями, школами, детскими садами и яслями. Размеры участка под строительство гаража определяются площадью застройки, рабочими проездами, санитарно-техническим и пожарным надзором. Скажем, от сгораемых помещений гараж должен отстоять не менее чем на 15, а огнестойкие (металлические) — не менее чем на 12 метров.

Материалом для стен гаража могут быть бревна, доски, кирпич, бетонные блоки, камень. Стены можно сделать и засыпными — с двух сторон доски, внутри шлак. Пол в гараже делайте по вкусу и возможностям — глинистым, бетонным, асфальтированным, деревянным, шлаковым. Можете выложить его из металлических, керамических, железобетонных плиток, из кирпичей, наконец. Но каким бы ни был пол в вашем гараже, не забывайте, что он должен иметь уклон для стока воды. Одного градуса уклона вполне достаточно. Уклон градуса в два нужен и в смотровой канаве. Вдоль задней стены установите брус или соорудите что-то вроде тротуара высотой 15 сантиметров — это предотвратит наезд автомобиля на стену. Для перекрытия крыши используют деревянные брусья, блоки или доски. Кровлей могут служить рубероид, толь, шифер, жесть.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

27

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Ворота для гаража[/b].

Ворота — одностворчатые, двустворчатые, со вставной дверью, складные, поднимающиеся вверх, отодвигающиеся в сторону — выбирайте, какие вам нравятся, какие удобнее изготовить. Единственное, что не имеет выбора: все створчатые ворота должны открываться только наружу. Обычно ворота изготавливают из древесины и металла. Металлические с внутренней стороны обшиваются древесиной. Для двустворчатых ворот следует иметь крепкие завесы, лучше всего специально изготовленные в кузнице. Для одностворчатых применяются скользящие полозья типа вагонных навесных дверей.

Высота гаража колеблется от 2,2 до 2,5 метра. В ваших же собственных интересах обязательна установка вентиляции — вытяжной или сквозняковой. И, конечно же, желательно освещение. Для этого или делают окна, или устанавливают электрические фонари скрытого типа.

Промышленностью выпускаются металлические гаражи, готовые для установки. Дополнительно они оборудуются лишь вентиляцией — это больше связано с тепловым режимом в летнее время, чем с загазованностью. В теплую погоду такой гараж сильно нагревается под воздействием солнечных лучей. На хранящийся в нем автомобиль действует внутренняя температура воздуха. Бензин испаряется из поплавковой камеры карбюратора, из-за чего после непродолжительного хранения автомобиля в таком гараже затрудняется пуск двигателя, что вызвано недоработкой конструкции карбюратора, в особенности на «Москвиче-412». Металлические гаражи следует красить в белый цвет.

Если автомобиль длительное время хранится на открытой площадке, его следует подрессорить при помощи столбиков, а также освободить резину, чтобы она не стояла на земле. На лобовое, заднее и боковые стекла наклейте белую бумагу, предохранив тем самым салон от воздействия солнечных лучей. Еще лучше набросить на машину тент, хорошо укрепив его, чтобы он не смещался под воздействием ветра. Тент должен быть жестко, как зонтик, натянут, чтобы с него свободно скатывалась вода, сдувался снег. Правила дорожного движения требуют, чтобы каждый автомобиль был обеспечен устройством, препятствующим использованию его посторонними лицами. Конструкций противоугонных устройств много, и каждый может купить или, воспользовавшись опубликованными схемами, сконструировать такое устройство на свой вкус. Разнообразны и замки, для гаражных ворот. Лучше всего — с запирающим механизмом на внутренней стороне дверей и замаскированной или заблокированной замочной скважиной.

Гаражные ворота можно оснастить сигнализацией, связав ее к тому же с противоугонными устройствами автомобиля: при попытке открыть или взломать дверь прозвучит звуковой сигнал. При желании можно дополнить систему устройством, периодически включающим и выключающим дальний свет фар. Для включения сигнализации используются обыкновенные кнопочные выключатели. Чтобы сигнализация не срабатывала, когда владелец сам открывает ворота гаража, необходимо установить особый выключатель. Замок в свою очередь можно подключить к электрической цепи сигнализации на случай, если его попытаются вскрыть.

По существу, любой замок, в том числе и замок зажигания автомобиля, можно обеспечить системой, препятствующей отмыканию или взлому. Конструктивные решения могут быть различными. Например, контактный стержень, соответствующий только определенной длине ключа: если ключ длиннее или короче оригинального, контакты соединяются и включается звуковой сигнал. Если выключатель помещается внутри гаража, в цепи электрической сигнализации устанавливают реле времени. Оно задерживает включение сигнала на время, необходимое для открывания или закрывания гаражных ворот.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

28

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Угон авто[/b].

При открытом хранении машины первым барьером на пути угонщика может стать чехол. Он крепится к автомобилю, к нему подсоединяется сигнализация. Чтобы исключить проникновение злоумышленника в салон, хищение имущества, деталей двигателя, используются замки дверей, капота и багажника,— к ним тоже могут быть подключены противоугонные устройства. Широко используются также дополнительные переключатели, электромагнитные включатели и другие механизмы. Можно дополнить эти конструкции фиксаторами, обеспечив их устройствами, исключающими отпирание замков через вентиляционные щели.

Первое знакомство с собственным автомобилем еще не закончено. Вы должны знать, что в течение пяти суток с момента приобретения машины ее надо зарегистрировать, поставить на учет в местной автоинспекции. Расскажем о том, как машина ставится на учет и снимается с учета, перерегистрируется.

Для постановки автомобиля на учет в

ГАИ предъявляются: справка-счет магазина, продавшего машину; квитанция об оплате сборов, размер которых зависит от марки автомобиля и категории населенного пункта, в котором он зарегистрирован; квитанции об уплате за технический паспорт, номерной знак; личный паспорт (для военнослужащих — удостоверение личности и справка с места жительства).

Регистрации подлежат все автомобили. Оплата транспортного сбора, стоимости технического паспорта и номерных знаков производится в любую сберкассу того района, в котором проживает владелец машины. Автомобили и мотоколяски инвалидов регистрируются по справкам органов социального обеспечения. Передача этих транспортных средств другим лицам производится только с согласия гор - или райсобеса, выдавшего автомобиль или мотоколяску. Общая сумма платы за регистрацию автомобиля — 2 рубля 50 копеек, мотоколяски — 1 рубль 30 копеек.

Машина снимается с учета на основании заявления владельца, изменения им места постоянного жительства, связанного с выездом за пределы территории обслуживания регистрационным пунктом ГАИ, передачи в магазин комиссионной торговли, выбраковки, вывоза из СССР. Снятие с учета производится только после осмотра автомобиля и по предъявлению паспорта и квитанции об уплате сбора. Разрешается снятие транспортных средств с учета без их предъявления, если будет представлен заверенный печатью акт технического осмотра, выданный автоинспекцией.

Не снимаются с учета автомобили, вывозимые за пределы территории, обслуживаемой местным подразделением ГАИ, без изменения постоянного места жительства владельцев, а также передаваемые другим лицам по доверенности. О предстоящем отсутствии машины в области (районе) более двух месяцев владелец обязан письменно сообщить в автоинспекцию по месту постоянного учета, а по прибытии в» город (район) назначения — в регистрационный пункт ГАИ для постановки на временный учет.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

29

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Перерегистрация авто[/b].

Для перерегистрации автомобиля по договору дарения, свидетельству о праве собственности или наследования от его владельца, проживающего в другом районе, требуются заявление, технический паспорт с отметкой о снятии с учета в ГАИ, договор дарения, свидетельство о праве собственности или наследования, квитанция об уплате госсборов за перерегистрацию, квитанция об уплате сборов, паспорт владельца и сам автомобиль. Для перерегистрации по договору дарения, свидетельству о праве собственности или наследования от владельца, проживающего в другой республике, области, предъявляются те же документы, но в техпаспорте должна быть сделана и отметка о сдаче номерных знаков в ГАИ. Для перерегистрации или постановки на учет транспортного средства в связи с изменением места жительства владельца в пределах или за пределами области необходимы заявление, техпаспорт с отметками ГАИ, квитанции об уплате госсборов за перерегистрацию, транспортных сборов, личный паспорт.





[b]Осторожно на дорогах![/b].

Итак, вы купили хорошую, надежную машину. Однако помните: она далеко не единственная на дороге. И дорога не так широка, как может показаться на первый взгляд из окна новой машины. Поэтому будьте всегда осторожны.

Ваши навыки вождения ограничены пока занятиями в автошколе, на автодроме. Не один год пройдет после покупки автомобиля, не одну тысячу километров предстоит вам «накатать», чтобы пришли подлинное мастерство и уверенность, чтобы вы постигли все премудрости безаварийной езды. Вот любопытные выводы ученых и специалистов Белорусского научно-исследовательского и технологического института автомобильного транспорта. Водители со стажем работы до одного года совершают в четыре раза больше происшествий, чем  коллеги со стажем более трех лет, и в два раза больше, чем со стажем от одного года до трех лет. Иными словами, только после трехлетней работы за рулем автомобиля водитель в большей или меньшей степени приобретает навыки безаварийной работы. Установлено, что показатель аварийности у водителей в возрасте до 23 лет в 5 раз выше, чем у тех, кто старше 50, и почти вдвое — чем у людей, управляющих машиной в возрасте от 23 до 50.

Но как бы то ни было, новички садятся за руль, их автомобили составляют значительную часть транспортных потоков. И в интересах безопасности движения каждый опытный шофер должен содействовать скорейшей «обкатке» новичков.

Доброжелательность водителей, их взаимопомощь, выдержка, снисхождение к возможным ошибкам другого очень много значат для безопасности движения. У начинающих таких ошибок, естественно, больше. Прийти им на помощь м1д призываем опытных водителей. Не подчеркивать при каждом удобном случае, как это, к сожалению, еще бывает, неизбежную на первых порах неловкость, не упрекать в нерешительности, не пытаться проучить того, кто по неопытности допустил просчет. Наоборот, проявить терпение, понимание момента.

Будем считать, что ваше первое знакомство с автомобилем закончилось. Закончилась и наша первая глава. Вы приняты в семью автомобилистов. Гордитесь принадлежностью к этой семье, дорожите и ею, и собственной водительской честью. А наш разговор продолжается. Мы переходим к более подробным, более серьезным советам и рекомендациям.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

30

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Готовим автомобиль в дорогу[/b].

Долгое время у нас бытовал (да и до сих пор еще не изжит) термин «автолюбитель». С введением в 1976 году в действие нового положения о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи удостоверений и допуска к управлению транспортными средствами с любительством за рулем покончено. И водитель государственного транспорта, и владелец личного автомобиля получают права на одних условиях — спрос с них одинаково строг.



Любительство унижало нас, автовладельцев, ибо представляло нас в глазах общества дилетантами и волей-неволей оправдывало наши ошибки — что спрашивать с любителя! К нам не могли относиться серьезно ни наши пассажиры, ни автоинспекция. Да и статистика дорожно-транспортных происшествий подтверждала: плохо мы водим машину, мало чему нас научили, мало с нас требовали. Совершенно поэтому непонятно и неоправданно сохранение старого термина в официальном названии — Общество автомотолюбителей. И чтобы не тешить себя надеждой, что нам многое прощается как любителям, давайте со всей ответственностью называть себя водителями и самым строгим образом относиться к себе за рулем.

Начинающего водителя подстерегает немало неприятных, а иногда и опасных моментов. Например, при трогании с места двигатель часто глохнет, особенно при движении на подъем, потому что водитель преждевременно отпускает педаль сцепления. Бывает наоборот он держит ногу на педали слишком долго. Много трудностей возникает при заезде на смотровую канаву, в гараж, движении - задним ходом, развороте в узком месте, въезде на стоянку малых размеров. Новичок не «чувствует» дорожного просвета машины, что приводит к поломкам, преждевременному выходу из строя масляного картера, нижних рычагов и т. д. Водителя-новичка легко определить по характерной посадке: она скованная, неудобная, руки с силой сжимают рулевое колесо — отсюда и частые жалобы на неприятные ощущения в области поясницы, мышцах шеи, рук. Из-за неправильной посадки, постоянного нервного напряжения наступает быстрое утомление, снижение работоспособности. В конце даже непродолжительной поездки у водителя отмечаются признаки невнимательности, рассеянности, а это уже прямая угроза безопасности движения. Особенно опасны поездки в ночное время, в условиях ограниченной видимости и при неблагоприятных дорожных условиях, так как утомление в этих случаях наступает еще быстрее. Поэтому такие поездки, если они не связаны с острой необходимостью, на начальном этапе должны быть максимально ограничены.

Post's attachments

Готовим автомобиль в дорогу.jpg, 15.98 kb, 404 x 300
Готовим автомобиль в дорогу.jpg 15.98 kb, 136 downloads since 2013-08-21 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

31

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Советы новичкам по обслуживанию авто[/b].

Немало огорчений и хлопот доставляет поначалу и техническое обслуживание. Большинство начинающих пользуется услугами автосервиса и это наверняка самое верное решение, особенно в течение первого года эксплуатации. Однако все-таки многое приходится делать самому. При этом новички часто забывают или не знают следующее.

1. При ежедневной эксплуатации автомобиля нет необходимости каждый раз отсоединять клемму аккумулятора, так как это приводит к ее расшатыванию и нарушению герметичности покрывочного слоя, лучше сразу установить выключатель массы.

2. В гараже и при стоянке на ровной площадке можно не затягивать до конца ручной тормоз вполне достаточно включенной передачи.

3. Нельзя, не выжимая сцепления, производить запуск двигателя при включенной передаче.

4. При замене масла недопустимо путать сливные пробки: сливать масло из картера коробки передач, а свежее заливать в двигатель

Когда двигатель прогрет, рукоятку управления воздушной заслонкой следует «утопить».

Достижение ученых и конструкторов — мягкая, почти бесшумная работа двигателя «Жигулей» — не должно обернуться недостатком: резкий, неприятный и непонятный шум возникает при попытке завести... уже заведенный, работающей двигатель.

Перечень ошибок новичков можно продолжать долго.— у каждого свои, мы назвали лишь основные, присущие многим. Ошибки уходят с опытом, а опыт приобретается со временем. Затронем лишь некоторые вопросы ухода за автомобилем.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

32

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Отношение к своему авто[/b].

Прежде всего ответьте себе на вопрос: как вы относитесь к своей машине?

Она может быть просто комплектом узлов и деталей, которые, взаимодействуя, крутят колеса. Причем пока колеса крутятся как положено, осложнений не возникает. Зато когда что-то не ладится, четырехколесный служака становится объектом раздражения и почти ненависти хозяина.

Автомобиль может быть другом. Он верно и безотказно служит своему хозяину, всегда послушен его воле, он никогда не подведет. Как настоящий друг, не откажет, потому что его хозяин предупредит любую неисправность, а если вдруг она и случится, не отойдет от машины, пока не устранит.

А еще автомобиле может быть, вашим вторым домом. Мы. бы назвали это высшей стадией дружбы, потому что у машины уже не один друг, а столько, сколько взрослых в семье, и все они умеют управлять автомобилем, каждый заботится о нем и с удовольствием ездит на нем в отпуск и на отдых за город. Бережное отношение к машине окупается сторицей. Думаем, не стоит разъяснять, почему наши советы, рекомендации, да и вся наif инфа адресованы людям, любящим свой автомобиль.

Коль автомобиль может стать или уже стал вашим вторым домом, отнеситесь к этому с озабоченностью. Дом, хоть и на колесах, должен быть уютным, удобным, хорошо приспособленным для «жилья». Ничто не должно мешать вам управлять машиной, а вашим спутникам — приятно провести время в пути. Нормальная температура воздуха в салоне, правильно подогнанные сиденья, плотно закрывающиеся дверцы и окна — все это составные части благоустроенности, комфорта. В салон не должны проникать выхлопные газы, шум. Не считайте это мелочами. Каждая такая мелочь влечет неприятности, портит настроение.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

33

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Автомелочи[/b].

Дребезжащие стекла, излишний уличный шум, загрязненный, слишком нагретый или охлажденный воздух и т. п. вызывают преждевременную усталость, болезненное состояние, снижают работоспособность, нарушают координацию движений. Короче говоря, исключительно вредно действуют на тех, кто находится в машине.

Щели в дверцах, в отсеке двигателя не поленитесь надежно заделать, заклеить. С особой тщательностью изучите систему выпуска отработавших газов. Неплотные прилегания соединений выпускного тракта создают загазованность в салоне. В таких случаях даже вентиляция не успевает уменьшить загазованность, обеспечить чистоту воздуха. Мы еще поговорим о вредном воздействии отработавших газов автомобиля на организм человека, когда поведем речь о здоровье водителя. Сейчас же хотим лишь напомнить, что уход за машиной и в гараже, и на открытой площадке, и в пути должен включать в себя проверку системы выпуска - отработавших газов. Причем при работе с автомобилем в закрытом помещении требуется - особая осмотрительность. Водители, пользующиеся машиной зимой, обычно лрогревают двигатель перед выездом в гараже, и даже кратковременное пребывание в среде отработавших газов вызывает у них чувство усталости, головную боль и тошноту. Этого можно избежать. Сделайте в стенке гаража отверстие, соедините его резиновой трубкой с выводной трубой глушителя, и при работе двигателя выхлопные газы не попадут в гараж.

Воздух в автомобиле будет чистым, если не протекает бензин, плотно закрывается и без затруднений снимается пробка бензобака, не нарушены соединения выхлопной трубы. И пользуйтесь специальными насадками для выхлопных труб — их можно купить в магазинах, торгующих автомобилями и запчастями. На всем пути вас будут сопровождать благодарные взгляды прохожих: насадки рассеивают выхлопные газы, уменьшают шум работающего двигателя, придают автомобилю более элегантный вид.

Для улучшения обзорности стекла автомобиля всегда содержите в чистоте. Некоторые зашторивают заднее окно, подвешивают игрушки, вымпелы, этакие розовые, зеленые и всех других цветов ладошки на присосках и еще невесть что, обтягивают окна бахромой. Полбеды, что это свидетельствует о дурном вкусе хозяев машин. Куда важнее, что подобные излишества угрожают безопасности движения, так как ухудшают видимость, отвлекают и самого автовладельца, понавешавшего безделушки, и других водителей. Да и кого не отвлечет какая-нибудь обезьяна, прыгающая перед лобовым стеклом, или ядовито желтая пятерня, маячащая влево - . вправо!

Post's attachments

Автомелочи.jpg, 15.72 kb, 361 x 247
Автомелочи.jpg 15.72 kb, 138 downloads since 2013-08-21 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

34

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Игрушки в авто[/b].

Машина — не новогодняя елка и не нуждается в игрушках. Она должна вас возить — вот ее прямое назначение. Все лишнее, бесполезное, не служащее этой цели, безжалостно выкидывайте из салона. И если вас вдруг попутает бес и вы купите какую-нибудь безделицу, отштампованную ширпотребом для украшения, преодолейте искушение и поступите мудро, как хороший водитель: отдайте игрушку ребенку, пусть он позабавится, а себе оставьте максимальный простор в салоне и беспрепятственную видимость на все 360 градусов.

Ухудшают видимость, снижают прозрачность стекла, делают езду опасной и цветные пленки, наклеиваемые некоторыми автовладельцами на верхнюю часть лобового стекла своего автомобиля. Это — дань вредной моде. Бывает и хуже: пленка несет на себе надпись из крупных букв (да еще обязательно зарубежного, а не отечественного алфавита), так что обладателю подобного украшения приходится смотреть на окружающий мир в просветы между их линиями, пригибать на ходу голову или косить глаза. Эта опасная мода заходит подчас настолько далеко, что некоторые опрыскивают верхнюю часть стекла краской — пусть машина выглядит «по-заграничному». И невдомек такому подражателю, что краска не имеет ничего общего со специальными присадками, добавляемыми при изготовлении настоящих дымчатых стекол.

Температуру воздуха в салоне поддерживайте в пределах 16—20 градусов. Именно такая температура способствует высокой работоспособности водителя. При большей — увеличивается потоотделение, быстро наступает вялость, сонливость, при меньшей — сковываются движения рук и ног, увеличивается время реакции. Поддержание необходимой температуры требует незначительных усилий. В теплое время года установите в салоне вентилятор. Миниатюрные удобные вентиляторы можно свободно приобрести в хозяйственных магазинах. Осенью не поленитесь утеплить салон, заделать все щели кошмой или резиной и преградить тем самым доступ холодного воздуха. Следите за чистотой и исправностью печки, заборников воздуха.

Шум работающего двигателя, выхлопа, движущегося автомобиля в целом не должен превышать 110 децибел снаружи и 20—40 процентов этого предела в салоне. Всякий дополнительный шум затрудняет прослушивание двигателя, мешает вести разговор с пассажирами и, наконец, раздражает, утомляет водителя, снижает его работоспособность. Самый верный путь к уменьшению шума — полная исправность автомобиля. Находящиеся в багажнике слесарные инструменты, дополнительное оборудование должны быть аккуратно уложены и зачехлены, иначе и они станут источником дополнительного шума. Старательно укладывайте и перевозимые вещи — несколько потраченных на это минут сберегут ваши нервные клетки. И, уж конечно, тара из-под продуктов, напитков не должна стучать и бренчать под ногами или в багажнике. Более того, та же бутылка из-под лимонада, молока может закатиться под педаль и подведет вас в критический момент: вы не сможете выключить сцепление или затормозить.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

35

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Зеркала в авто[/b].

Теперь о зеркалах. Водитель постоянно должен следить за обстановкой на проезжей части. Интенсивное движение, особенно на перекрестках, требует особой сосредоточенности и повышенного внимания. Шутливая поговорка «смотри сначала в зеркало, вперед посмотреть всегда успеешь» содержит в себе глубокий смысл. Для безопасного движения необходимо постоянно видеть и оценивать все, что делается спереди, сзади и по сторонам автомобиля. Незначительные, на первый взгляд, наблюдения могут заранее предупредить водителя о возможности возникновения опасных ситуаций При пользовании прицепом или при зашторенном заднем стекле зеркала заднего вида размещаются на правом и левом передних крыльях. Зеркала регулируются так, чтобы и в то, и в другое можно было наблюдать за маневрами других участников движения, прежде всего обгоном.

Техническое состояние автомобиля должно стать предметом вашей постоянной заботы. Прислушивайтесь к работе двигателя в пути, следите за легкостью управления, системой тормозов.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

36

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Двигатель авто[/b].

Двигатель не зря называют сердцем автомобиля. От его «здоровья» зависят производительность и экономичность машины, безопасность дорожного движения. А многие ли водители знают, как продлить срок его службы? Незнание дорого обходится. Простой пример. Если температура охлаждающей жидкости в водяной рубашке 50 градусов, то расход топлива увеличивается на 10 и более процентов. Мощность при этом падает, износ деталей возрастает вдвое. Если температура падает до 30 градусов, то износ увеличивается в 5—Ь раз! Даже если поставить совершенно новый двигатель и не соблюдать температурный режим (нормальной является температура 80—95 градусов), то в первые же дни двигатель потеряет из-за преждевременного износа значительную часть своей мощности. Кстати, для того чтобы автоматически поддерживать тепловой режим, в системе водяного охлаждения устанавливаются термостаты. Но их или по незнанию, или из-за несовершенства конструкции некоторые снимают.

Как же продлить срок службы двигателя? Прежде всего надо заботиться, чтобы в цилиндр попадало как можно меньше пыли. А это в свою очередь требует тщательного ухода за воздушным фильтром. В литературе описан случай, когда испытывались две однотипные машины в совершенно одинаковых условиях. Только на одной из них воздушный фильтр был снят. Уже через четыре тысячи километров двигатель без воздушного фильтра полностью вышел из строя. Очень вредны для двигателя частые остановки и запуски. В первые минуты его работы недостаточно смазываются металлические поверхности, масло не успевает создать на стенках цилиндров пленку, которая уменьшает трение. А если она и образуется, то смывается пусковым топливом и обогащенной смесью что сильно влияет на износ.

При запуске и работе двигателя на низких температурам (25—60 градусов) образуются двуокись углерода, окись азота и окислы серы. Они оседают на стеках цилиндров, на поршне и вызывают коррозийный износ. С повышением темпера-. туры до нормальной все вредные продукты сгорания вылетают с газами в выхлопную трубу.

Ошибочным является широко распространенное среди водителей мнение, будто двигатель быстрее обычного изнашивается от высоких скоростей. Короткие пробеги, частые остановки, работа на холостом ходу для него гораздо более вредны. При трогании с места разгоняйтесь интенсивно, не бойтесь, как говорят, «перекрутить» двигатель. У «Жигулей» он развивает максимум мощности на высоких оборотах. Поэтому на высшую передачу следует переходить, когда двигатель достигает 3500—4000 оборотов в минуту. Этот показатель соответствует максимальной скорости, рекомендуемой заводскими инструкциями. Поднимаясь, скажем, в гору на прямой передаче, не ждите момента, когда двигатель будет «тянуть из последних сил» (это можно почувствовать по снижающимся оборотам),— переходите на низшую. Многие, даже среди водителей со стажем, стремятся после трогания с места и короткого разгона быстрее включить прямую передачу Такая езда вредна для машины, особенно для «Жигулей» Во-первых, с точки зрения безопасности движения вы «связаны по рукам и ногам». Допустим, внезапно нужно ускорить движение, чтобы избежать столкновения. Вы резко нажимаете на педаль подачи газа, а автомобиль слушается вас весьма неохотно, ему не хватает тяговой силы. Нужна бы низшая передача, да время уже потеряно. Во-вторых, при малых оборотах двигателя давление в системе смазки падает И если вы едете на прямой передаче с маленькой скоростью, то нагрузка на основные ответственные детали двигателя существенно возрастает. А тут еще и недостаток смазки В самом неблагоприятном положении при таком режиме езды оказывается распределительный вал. Он расположен в верхней части головки блока и наиболее удален от масляного насоса.

Важное значение для увеличения срока службы двигателя имеет вентиляция картера, отсос прорвавшихся в него газов, которые обладают высокой коррозийной активностью.

Состояние двигателя целиком зависит от водителя, от своевременного и тщательного ухода. Берегите «сердце» автомобиля, и оно всегда будет биться ритмично. Разговор об уходе за двигателем, агрегатами и узлами машины мы и хотим предложить сейчас вашему вниманию. Комплекс работ по обслуживанию позволит вам намного продлить жизнь и укрепить «здоровье» вашего друга автомобиля.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

37

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Техническое обслуживание двигателя[/b].

Техническое обслуживание двигателя заключается в основном в том, чтобы проверять крепежные соединения, проводить своевременную замену смазки (согласно инструкции выдаваемой вместе с купленным автомобилем), контрольное прослушивание, внешний осмотр (как сверху, так и снизу) регулировку. - Прежде чем приступить к осмотру, двигатель заводят и прослушивают в непрогретом и в прогретом до нормальной рабочей температуры состоянии. Можно прослушивать, доверяя лишь своим ушам, можно пользоваться стетоскопом. Стетоскоп, разумеется, поможет более точно определить техническое состояние двигателя. Начинайте прослушивание на малых оборотах, постепенно увеличивая их По постороннему стуку или шуму легко определить неисправность и ее местонахождение — кривошипно-шатунный или распределительный механизмы.

Коренные подшипники прослушиваются в нижней части блока двигателя. Если есть стук — он глухой и определяется при резком увеличении подачи топлива. Стук шатунных подшипников ищут в верхней или нижней мертвых точках поршня, сбрасывая число оборотов. Поршневые пальцы проверяются обычно посередине блока цилиндров — здесь стук имеет высокий звонкий тон. Стук шатунных подшипников легко прослушивается и при движении. Учтите только, что под нагрузкой он исчезает, а без нагрузки звучит отчетливо. Водители порой используют этот момент, уже обнаружив неисправность: чтобы добраться до гаража, постоянно держат двигатель нагруженным, избегая тем самым стука коленчатого вала. Хотим предупредить, что при появлении такого стука эксплуатировать автомобиль нельзя. Может произойти полное истирание оловянистого слоя вкладышей, начнется трение стальных частей, что приведет к полному износу коленвала — его останется только выбросить.

Отдельно обращаем внимание на то, что большой зазор между трущимися поверхностями снижает давление в системе смазки, подшипники заклиниваются, отчего часто обрываются шатуны, и они в свою очередь ломают блоки двигателей.

При дальнейшем прослушивании легко определить, что стучит — поршневой палец, поршень, распределительная шестерня или цепь распределительного вала, клапаны. Распределительные шестерни устанавливаются на двигателях «Волги», «Москвича»-408 и «Запорожца». Стук обычно глухой, в передней части двигателя. Регулировке эти шестерни не подлежат, в случае неисправности сразу, заменяются новыми. Реже изнашиваются текстолитовые зубья. Чаще ослабевает металлическая втулка внутри текстолитовой шестерни. Можно обойтись без замены: просверлите два отверстия в стыке текстолита с металлом одно напротив другого, нарежьте резьбу и заверните в отверстия одинаковые болты. На «Жигулях» и «Москвичах» (за исключением «Москвича»-408) устанавливаются цепи привода распределительного вала. Они имеют регулировочное приспособление, которым и устраняется появившийся шум. Действуйте так. Отпустите контргайку, вставьте заводную рукоятку и проверните ею коленчатый вал на два-три оборота, затем заверните контргайку. Стук поршней, колец и пальцев неустраним, как только они выйдут из строя, ставьте новые.

Стук клапанов (довольно звонкий и тем более частый, чем большее число оборотов дает коленчатый вал) прослушивайте в верхней части двигателя, то есть в головке блока. Он устраняется при помощи регулировочных болтов, которые удерживаются контргайками. Зазоры регулируйте согласно заводской инструкции и только на холодном двигателе. Обычно при малых зазорах клапаны быстро прогорают, отчего теряется мощность двигателя и увеличивается расход топлива, двигатель работает нечисто и неровно, его трясет, словно лихорадит. Большие зазоры тоже влекут неприятности: во-первых, мотор стучит, во-вторых, цилиндры плохо наполняются горючей смесью, из-за чего теряется мощность двигателя. При потере же мощности увеличивается расход топлива, может произойти обрыв клапана, что принесет новые беды — повреждения головок цилиндров, поршня, канавок колец и даже головки блока, в результате двигатель полностью выйдет из строя.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

38

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Наружный осмотр двигателя[/b].

При наружном осмотре проверьте, нет ли протекания масла между головкой блока и блоком цилиндров. Появление маслянистой пленки свидетельствует о том, что ослабло крепление головки блока. Сразу же перетяните болты или гайки, как это указано в инструкции на автомобиль. Своевременная подтяжка болтов и гаек крепления головки блока обеспечивает надежную работу двигателя и долговечность службы самой прокладки. На автомобилях «Москвич», «Волга», «Жигули» затяжка производится в определенной последовательности. Цифры на схеме и указывают последовательность затяжки:

7 4 1 3 9

8 5 2 6 10

Напомним, что чрезмерно сильная перетяжка недопустима: на автомобилях «Волга», «Москвич», «Запорожец» вы передавите прокладку головки блока, из-за чего будет протекать вода, порвете шпильки или повредите резьбовую часть в блоке двигателя. При подтяжке болтов или гаек пользуйтесь только динамометрическим ключом. Применение всякого рода самодельных воротков или ломиков не желательно. Подтяжку головки блока следует производить на холодном двигателе.

После подтяжки болтов обязательно отрегулируйте зазор между кулачками и рычагами привода клапана или толкателями. Он должен быть равен на холодном двигателе «Москвича» и «Жигулей» — 0,15, «Волги» — 0,35 миллиметра для обоих клапанов.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

39

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Система охлаждения двигателя[/b].

В системе охлаждения проверяют наличие воды или низкоразмерзающей жидкости. К неисправностям системы охлаждения относятся перегрев и переохлаждение двигателя.

При переохлаждении происходит сильный износ двигателя: очень густое масло плохо поступает через малые зазоры к трущимся поверхностям, повышается трение, интенсивно изнашивается кривошипно-шатунный и распределительный механизмы, теряется мощность и увеличивается расход топлива. Переохлаждение двигателя происходит по обыкновению у тех автомобилей, владельцы которых неправильно пользуются жалюзи. В зимнее время держите жалюзи в закрытом состоянии, а на радиатор «Волги» ГАЗ-24 дополнительно надевайте чехол. Не помешает чехол и «Жигулям». У «Запорожцев» следует плотно закрывать окна-проушины, через которые подается воздух.

При перегреве двигателя все сопряженные детали работают с меньшими, чем необходимо, зазорами, смазки подается недостаточно, увеличивается трение, износ трущихся поверхностей, теряется мощность, увеличивается расход топлива. Таким образом, постоянно следите за температурным режимом двигателя.

Перегрев происходит обычно от недостатка жидкости в системе охлаждения, засорения радиатора (как снаружи, так и изнутри), неисправности термостата, слабого натяжения ремня вентилятора, выхода из строя водяной помпы. При отказе термостата температура охлаждающей жидкости быстро поднимается до кипения. Неисправный термостат требует специальной проверки, но доехать до места назначения всегда можно, сняв его с двигателя. Закипает вода и от обрыва ремня вентилятора. Когда происходит обрыв, генератор перестает показывать зарядку аккумуляторной батареи. Протекание жидкости обнаруживается при наружном осмотре. При ослаблении ремень вентилятора следует затянуть туже. Нормальным считается натяжение, если при надавливании на ремень пальцем между шкивами генератора и водяной помпы усилием до 3 килограммов образуется прогиб в 15 миллиметров. Чрезмерное натяжение ускоряет износ подшипников, слишком слабое способствует проскальзыванию по шкивам водяной помпы и генератора. Мы рассказали о причинах перегрева охлаждающей жидкости. Но она может и переохлаждаться. Происходит это при заедании клапана термостата в открытом положении в холодное время.

Сильно загрязненный радиатор промывается струей воды со стороны двигателя, а при загрязнении всей системы охлаждения используется трехпроцентной раствор соляной кислоты. Чтобы сделать это, слейте жидкость и снимите с двигателя термостат. Заполните систему охлаждения промывочной жидкостью и запустите двигатель минут на тридцать. Потом спустите раствор, заполните систему водой и еще раз дайте двигателю поработать на холостом ходу с четверть часа. Если, из системы охлаждения после промывки пойдет чистая вода, спустите ее и заливайте полный объем низкозамерзающей жидкости. На «Запорожце» регулярно прочищайте межреберное пространство цилиндров, продувая его затем сжатым воздухом.

Перед каждой поездкой проверяйте уровень масла в поддоне картера и производите наружный осмотр самой системы смазки: не протекает ли? На «Волге», «Москвиче», некоторых моделях «Жигулей» устанавливаются указатели давления масла. Оно проверяется на холодном и прогретом двигателе. Обычно при работе холодного двигателя давление более высокое, чем на прогретом или горячем. Если же на прогретом двигателе оно падает слишком сильно — значит изношены кривошипно-шатунный и распределительный механизмы. Нормальное давление на средних оборотах должно быть равно 2—3 килограммам на квадратный сантиметр. Понижение давления на холостом ходу до 0,5 килограмма на квадратный сантиметр и ниже свидетельствует о необходимости ремонта двигателя. Перед заменой смазки следует прогреть двигатель, а лучше всего замену производить после возвращения из поездки. Слейте отработанное масло и залейте менее вязкое (можно веретенное) до отметки У г уровня, запустите двигатель на 2—3 минуты, после чего удалите промывочное масло, замените фильтрующий элемент и залейте чистое на 2—3 миллиметра выше уровня. Запустив двигатель, дайте ему с минуту поработать. Заглушите

и проверьте уровень масла — он должен достичь верхней метки на щупе. При наличии на стенках масляных магистралей продуктов распада масла систему смазки необходимо промыть.

Post's attachments

Система охлаждения двигателя.jpg, 11.14 kb, 350 x 181
Система охлаждения двигателя.jpg 11.14 kb, 137 downloads since 2013-08-21 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

40

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Осмотр системы питания двигателя[/b].

При наружном осмотре системы питания двигателя в первую очередь проверяется надежность крепления приборов — воздухоочистителя, карбюратора, всасывающего и выхлопного патрубков, трубопроводов, бензонасоса и топливного бака. Меньше всего хлопот со сменным воздушным фильтром: он попросту меняется. Масляный же фильтр промывается и заливается свежим маслом до кольца. Промывка проводится керосином, затем сетка смачивается маслом, ставится на место и закрепляется. Не следует «лезть» без причины в бензонасос и карбюратор. Продувайте карбюратор, не разбирая его. Для этого выверните боковые жиклеры холостого хода и при помощи воздушного насоса продуйте карбюратор.

Постоянно следите за креплением бензобака и системой выпуска отработавших газов. При ослаблении приемной трубы выхлопных газов нарушается и разваливается вся система выпуска, и для ее ремонта потребуются сварные работы. Чаще всего при обслуживании системы питания приходится производить регулировку работы двигателя на холостом ходу. Напомним, как это делается. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры. Винтом упора дроссельной заслонки установите малые обороты. Вращая винт качества смеси вправо или влево, добейтесь максимальных оборотов на холостом ходу. Затем вернитесь к винту упора дроссельной заслонки — достигните минимально устойчивых оборотов холостого хода. После этого проверьте правильность регулировки. Резко откройте и также резко закройте дроссельную заслонку. Если ни в том, ни в другом случае двигатель не глохнет, регулировка произведена правильно. В случае неудачи повторите операцию.

При ухудшении тяговых усилий двигателя в пути не откладывайте осмотр до гаража — остановитесь, немедленно устраните неисправность. Чаще всего она вызвана засорением системы питания — трубопроводов, бензонасоса, карбюратора. Иногда водители прикрывают воздушную заслонку: улучшил автомобиль тяговые качества — значит засорился карбюратор. Продуйте главную дозирующую систему. На «Москвиче»-412, «Волге» ГАЗ-24 это делается через боковые пробки системы холостого хода, а в «Жигулях» нужно снять крышку корпуса карбюратора. Бензонасос продувается по ходу движения топлива, трубопроводы — в противоположном направлении.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

41

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Обслуживание электрооборудования[/b].

При техническом обслуживании электрооборудования в первую очередь контролируется работа источников тока — аккумуляторной батареи и генератора. Убедитесь, что уровень электролита в аккумуляторной батарее на 10—15 миллиметров выше пластин, проверьте состояние клемм и штырей. Они всегда должны быть чистыми, иметь хороший контакт. При окислении клемм плохо заводится двигатель. Посмотрите, нет ли протекания электролита, не треснута ли банка аккумулятора. Если плохо работает стартер, значит, аккумулятор разряжен, отдайте его на подзарядку. Определить степень заряженности аккумулятора можно и по свету фар. Если включить стартер при свете фар и сила света не снизится, аккумулятор заряжен полностью. А если нити лампочек накаливания покраснеют, аккумулятор требует подзарядки, а то и полной зарядки.

Отрицательно действует на работоспособность аккумуляторных батарей низкая температура. При охлаждении электролита увеличивается вязкость, снижается емкость. При понижении температуры электролита на один градус вязкость его увеличивается на 16 с половиной процентов, удельное сопротивление — на 19 процентов. При значительном охлаждении электролита время разряда батареи резко сокращается. В условиях низких температур и при высоких значениях разрядного тока понижение температуры на один градус вызывает уменьшение емкости аккумуляторной батареи на 4 процента. Чтобы предохранить батарею от размораживания, необходимо обеспечить своевременный полный заряд батареи. При соблюдении основных правил эксплуатации аккумуляторные батареи зимой, как правило, не подводят водителей.

На современных автомобилях устанавливаются генераторы переменного тока, которые не требуют особого ухода. Главное —их необходимо содержать в чистоте, проверять крепление к двигателю, надежность контактов. Реле-регулятор также неприхотлив и требует лишь хорошего крепления, чистоты и надежного контакта на выводных клеммах.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

42

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Система зажигания[/b].

Система зажигания более требовательна к уходу, чем источники тока. Через десять-пятнадцать тысяч километров пробега выворачивайте свечи, очищайте от нагара электроды и регулируйте зазоры между электродами. Почти для всех автомобилей зазоры эти одинаковы и колеблются в пределах от 0,6 до 0,8 миллиметра. Проверяйте только круглым щупом.

Свечи заслуживают того, чтобы поговорить о них подробней. Прежде всего, чем они отличаются одна от другой? И почему одни автовладельцы не вспоминают о них по году, а другим приходится чуть ли не ежедневно возиться с ними? Разберемся в этом и вспомним несколько общих правил, выполнение которых должно обеспечить бесперебойную работу свечей, а значит, и двигателя.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

43

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Об устройстве свечей[/b].

Об устройстве свечей. Они различаются не только по длине или размерности резьбы, но также по конструкции и калильному числу. Причем каждая свеча рассчитана только на определенные марки и модели двигателей. Полная Характеристика свечи заключается в ее названии. Что же означают цифры и буквы (по ГОСТ 2043—74) на изоляторе или корпусе? Сначала идет буква: «А» — соответствует резьбе М14Х1,25; «М» — М18Х1,5. Одна или две цифры после буквенного обозначения — калильное число. Если за цифрами стоит буква «В», это означает, что тепловой конус выступает за корпус. Отсутствие ее показывает, что конус не выступает. Длина резьбовой части также обозначается буквами: «Н» — 11 миллиметров, «Д» — 19 миллиметров. Если герметизация центрального электрода выполнена с помощью термоцемента, это обозначается буквой «Т». Длина резьбы в 12 миллиметров и какой-либо иной герметик буквами не обозначаются.

Приведем несколько примеров. Если перед вами свеча «А 11», то это означает: устройство имеет резьбу 14X1,25, калильное число ее — 11 единиц, длина резьбы — 12 миллиметров, тепловой конус не выступает за корпус. Или свеча «А17ДВ»: резьба 14X1,25, калильное число 17, длина резьбы 19 миллиметров, конус выступает за корпус.

Теперь о работе свечей. Они не должны нагреваться ни выше, ни ниже определенных пределов. Если юбка (нижняя часть) изолятора покрыта черным влажным нагаром или маслом, это означает, что свечи не нагреваются до температуры самоочищения. Косвенно такой факт указывает на износ поршневых колец или перелив масла. Белый же, чистый конус изолятора — признак слишком «горячей» свечи для данного двигателя. Причиной может быть слишком раннее зажигание. Если нагар на юбке сухой, черного цвета, то нужно поставить чуть более «горячие» свечи и при этом обратить внимание на регулировку карбюратора.

Нормальное состояние свечи — зазор по инструкции, цвет конуса от светло-серого до светло-коричневого, отложений на конусе и юбке нет. Свечи вообще могут служить надежным индикатором состояния двигателя. Если они «ни с того, ни с сего» начинают отказывать — ищите неисправность в системах питания или зажигания.

Наконечники на свечах должны быть плотно надетыми, что способствует хорошей передаче искры. Зазор в прерывателе равен обычно 0,45—0,50 (в «Жигулях» 0,4±0,03) миллиметра. Но прежде чем отрегулировать его, зачистите контакты, поставив кулачок прерывателя на полное размыкание. При малом зазоре зажигание позднее потому, что кулачок поднимает подвижной контакт только верхушкой. Большой зазор вызывает раннее зажигание. Не забудьте также зачистить боковые сегменты в крышке распределителя и конец разносной пластинки. Вот теперь можно производить установку зажигания по меткам на маховике и картере сцепления или на крышке привода распределительного механизма и шкиве коленчатого вала. Разрыв контактов прерывателя . начинается при совпадении меток. Индукционная катушка  должна быть хорошо закреплена и содержаться в чистоте. Все провода очищайте от пыли и грязи, следите за плотностью контактов в местах соединения источников и потребителей тока.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

44

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Заедание ключа в замке зажигания[/b].

Заедание ключа в замке зажигания — не повод для приложения чрезмерных усилий. Поломанную часть ключа совсем не просто извлечь из замка, чаще всего замок приходится менять.

Что касается стартера, он должен содержаться в чистоте, надежно крепиться к двигателю, иметь хороший контакт. Следите, чтобы щетки плотно прилегали к якорю, не допускайте их зависания, иначе стартер перестанет работать. Замасленный коллектор якоря промывайте тряпкой, смоченной в бензине: проворачивая якорь, прижмите тряпку к коллектору — весь налет графита от щеток смоется, и стартер не причинит вам хлопот.

Иногда случается другая беда: замасливаются или засоряются пазы между ламелями. В таких случаях необходимо механическое вмешательство: заточите отвертку или другой металлический предмет на ширину, равную расстоянию между ламелями. Затем снимите выступающий слой изоляции настолько, чтобы он находился ниже ламелей.





[b]Световые приборы[/b].

Световые приборы требуют проверки лампочек, отражателей и рассеивателей (стекол). Следите за их целостностью, периодически регулируйте свет фар на специальных стендах. Безотказные освещение и сигнализация на автомобиле, правильная регулировка световых приборов обеспечивают бесперебойную и безаварийную работу автомобиля в темное время суток. К основным неисправностям можно отнести неправильную установку фар. Этот недостаток широко распространен. Немалую роль играет здесь, видимо, и то, что ГАИ контролирует регулировку света только на государственных машинах, индивидуальные же владельцы остаются в стороне от контроля, а самостоятельная регулировка вызывает у начинающих водителей понятные трудности. Мы расскажем о том, к чему это ведет и дадим некоторые советы.

В темное время суток случается около половины всех дорожных происшествий, причем до 15 процентов — при разъезде. Основная причина — ослепление водителя светом фар встречного автомобиля. Снижение видимости происходит постепенно, по мере сближения встречных транспортных средств, с расстояния 150—100 метров. В этот момент видимость уменьшается вследствие прямого ослепления водителя лучами света фар встречного автомобиля и отражения освещенной части полотна дороги. Максимальная потеря видимости наступает при сближении на 25—30 метров. Затем начинается постепенное восстановление контрастной чувствительности глаз. Продолжительность этого периода колеблется в пределах 2—8 секунд. Однако у некоторых этот показатель в несколько раз ниже нормального и достигает 20— 30 секунд. Если учесть, что автомобиль, движущийся со скоростью 30 километров в час, за 30 секунд проходит около 250 метров, то станет ясно, что управление транспортным средством таким водителем в темное время суток представляет большую опасность. Поэтому каждый должен знать свое время темновой адаптации и согласно ему выбирать режим движения.

Неправильно отрегулированные фары увеличивают ослепление в 2,5 раза. Потеря видимости от света фар встречного автомобиля при нормальной их регулировке составляет около 30, а при плохой — до 75 процентов. Следовательно, когда на дороге нет встречных автомашин, дальность видимости, равная 30 метрам, при разъезде автомобилей с технически исправными фарами уменьшается до 20, а с неправильно отрегулированными — до 7 метров.

Количество дорожно-транспортных происшествий с трагическим исходом ночью в 2,5 раза выше, чем днем. Это, конечно, не значит, что с наступлением темноты ни один автомобиль не должен отправляться в путь. Для тех, кому приходится ездить в темное время суток, рекомендуем отправляться в длительный ночной рейс лишь после приобретения достаточных навыков управления автомобилем днем. По мере наступления темноты необходимо снижать скорость, двигаться только при нормальной видимости полотна дороги. Перед ночным рейсом очень важно хорошо отдохнуть, потому что уставший водитель видит значительно хуже. Максимальную скорость движения ночью выбирайте с учетом своих индивидуальных качеств, зрительных особенностей глаз в темноте, видимости, чтобы в случае неожиданного возникновения препятствия можно было своевременно остановиться и не допустить происшествия. Для того чтобы вас не ослепило светом, никогда не смотрите прямо в фары встречного автомобиля, даже если у него включен ближний свет. Наблюдайте за правым краем шоссе, ориентируясь по обочине, ограждающим столбикам, зеленым насаждениям. При движении по разбитой дороге для освещения необходимо использовать ближний свет фар. Он обеспечивает хорошую видимость пути на расстоянии 30—40 метров, а этого достаточно для оптимальной скорости движения (до 30 километров в час) по такой дороге. Своевременно переключайте свет фар при встречных разъездах, не пользуйтесь дальним светом при движении в колонне или друг за другом, ибо свет, отражаясь в зеркале заднего вида впереди идущего автомобиля, ослепляет его водителя.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

45

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Ночной рейс[/b].

Перед поездкой в ночной рейс тщательно проверьте исправность и надежность работы электрооборудования автомобиля. Ночью старайтесь меньше курить, не пользуйся?» при движении зажигалкой или спичками: их пламя тоже вызывает ослепление.

Учитывайте и то, что пучок дальнего света даже при правильно отрегулированных фарах может изменить направление, если перегружен багажник автомобиля., Недаром в инструкциях по эксплуатации автомобиля всегда дается ориентировочный максимум массы перевозимых грузов. Разумеется, при перегрузках меняется и направление лучей ближнего света. Однако водитель чаще всего не только не обращает внимания на то, что сам хуже видит проезжую часть, но и забывает о других, чьи глаза он не щадит. Вот почему так важно следить за равномерным распределением груза по осям автомобиля — это касается содержимого и верхнего, и внутреннего багажников. Соблюдая перечисленные требования, легко добиться того, чтобы фары обеспечивали хорошую видимость при сравнительно небольшом слепящем свете.

Лампочки в фарах должны быть только такими, какие предусмотрены заводом-изготовителем, а напряжение неизменно — 12,5 вольт. В таком случае они создают пучок света с уменьшенным слепящим действием, хорошей видимостью дороги. Исследования показали, что если лампочку заменить на более яркую, оставив тот же отражатель, световой эффект намного ухудшится. И особенно, когда неправильно подключены провода дальнего и ближнего света. Все световые приборы следует ежедневно протирать мягкой тряпочкой, ни малейших следов пыли, грязи, влаги не должно оставаться. Особого ухода требуют отражатели, недопустимо оставлять на них царапины и другие повреждения. Регулировку фар проводите через 7—10 тысяч километров пробега.

Мы уже говорили, что при перегрузке автомобиля пучок света поднимается вверх. Так вот, при регулировке устанавливайте его несколько ниже. А автомобили последних выпусков семейства «Москвичей» и «Жигулей» регулируются только по ближнему свету. Вашего внимания требуют и провода, и аккумуляторная батарея, и генератор. От их состояния и работы зависит напряжение на контактах лампочек, а следовательно, и сила света.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

46

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Звуковой сигнал авто[/b].

Теперь о звуковом сигнале. Пользоваться им в населенных пунктах Правила дорожного движения запрещают. Как исключение, разрешается подача звукового сигнала для предупреждения дорожно-транспортного происшествия. Понадобиться он может, как видите, только в отдельных, довольно редких случаях, тем не менее содержать его надо всегда исправным. Каждый звуковой сигнал имеет регулировочный винт. Им регулируются тембр и сила звука.

В силовой передаче проверяется смазка и крепление агрегатов — коробки передач, раздаточной коробки, главной и карданной передач. Проверка сцепления проводится преимущественно на месте. При работающем двигателе и включенном сцеплении передачи должны переключаться бесшумно. В основном, сцепление может иметь две неисправности: оно или «ведет», или буксует.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

47

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Сцепление[/b].

Сцепление «ведет» при большом свободном ходе педали, перекашивании нажимного и деформации ведомого дисков, поломке фрикционной накладки или наличии воздуха в системе привода сцепления.

Сцепление пробуксовывает при малом свободном ходе педали, износе фрикционных накладок, замасливании ведомого и износе нажимного дисков, поломке нажимных пружин.

Свободный ход педали сцепления регулируется при помощи толкателя или тяги, установленной в нижней части картера сцепления, к которому крепится рабочий цилиндрик, соединенный с выжимной вилкой. Зазор между выжимным подшипником и упорной шайбой сцепления должен быть равен 1,5—2 миллиметрам. При удлинении тяги зазор уменьшается, а при укорачивании — увеличивается. На «Волге» ГАЗ-24, «Запорожце» и «Москвиче»-408 сцепление регулируется также при помощи регулировочных винтов, имеющихся на нажимном диске. Для проверки свободного хода педали сцепления годится простая канцелярская линейка. Поставьте ее вертикально, уперев в пол, и посмотрите, какой отметки достигает педаль. Потом нажимайте на педаль рукой до тех пор, пока она идет свободно, легко. Зафиксируйте, на каких цифрах выбрался свободный ход и педаль пошла с усилием. Свободный ход должен быть равен указанной в заводской инструкции цифре. Он неодинаков для каждой марки автомобиля.

Регулировка привода включения сцепления для всех легковых машин одинакова. Зазор между толкателем главного цилиндра сцепления и поршнем должен быть равен 0,5— 1 миллиметру и регулируется при помощи эксцентрического болта или втулки. Отпустите гайку, поверните эксцентрик в ту или другую сторону. После регулировки гайку затяните до отказа.

После всех регулировок сцепления запускайте двигатель и проверяйте свою работу. Все передачи должны включаться бесшумно и легко, в противном случае прокачайте систему привода. Чтобы убедиться, что сцепление не буксует, включите третью передачу, поставьте машину на ручной тормоз и плавно отпустите сцепление с одновременным увеличением подачи газа. Если автомобиль стоит на месте и двигатель не глохнет, значит, сцепление буксует, следует промыть его керосином, не снимая с двигателя. Если и промывка не помогла, снимите коробку передач, установите причину неполадок и замените изношенные детали на новые или отремонтированные.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

48

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Осмотр коробки передач[/b].

Осмотр коробки передач начинается с крепежных работ. Одновременно проверяется, нет ли протекания смазки, достаточен ли ее уровень в коробке. При необходимости долейте, а если подошел срок замены, замените. При обнаружении течи смазки из коробки передач или раздаточной коробки устраните ее. Причинами протекания могут быть износ сальников, слабая затяжка крышки в резьбовых соединениях или через прокладки.





[b]Осмотр карданной передачи[/b].

Осмотр карданной передачи начинайте с проверки крепления фланцев, люфта в подшипниках крестовины и износа шлицевой части карданного вала. Затяжка болтов крепления фланца видна на глаз, а вот чтобы определить, есть ли люфт в подшипниках крестовины, существует два способа. Первый: включаем передачу и трогаемся с места. При люфте в подшипниках слышен звонкий металлический щелчок. Второй способ: возьмитесь рукой за карданный вал при включенной передаче и поверните его вправо, влево и сможете ощутить даже небольшой люфт. Так же действуйте и при проверке шлицевой части кардана. Подвесной подшипник проверяется так. Возьмитесь за него руками и резкими движениями вверх-вниз определите надежность его крепления. При необходимости подтяните. Все изношенные подшипники крестовин меняются на новые. При замене необходимо, чтобы вилки наконечника и карданного вала оставались в прежнем положение для чего делаются метки как на одной, так и на другой вилке. При замене подшипника и сборке карданного вала оставляйте их в таком положении, в котором наметили. Согласно заводской инструкции смажьте подшипники крестовины. Чтобы дольше служила сама крестовина, через 40 тысяч километров пробега автомобиля ее следует перевернуть: если дренажным отверстием она была направлена назад, то теперь оно должно быть впереди. В более подробных рекомендациях по обслуживанию карданной передачи владельцы автомобилей едва ли нуждаются, потому что регулировка и замена вышедших из строя деталей проводятся на станциях технического обслуживания.

Теперь о механизмах управления, включающих в  себя рулевое управление и тормоза. Именно от них в большей степени зависит безопасность движения, поэтому их состоянию уделяйте самое пристальное внимание и при малейшем отклонении от технических требований немедленно регулируйте или заменяйте неисправные детали.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

49

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Рулевое управление[/b].

Рулевое управление состоит из двух частей — самого механизма и привода. В механизме чаще всего изнашиваются подшипники вала рулевого колеса и сошки. При износе подшипников их регулируют, и механизм продолжает работать. Как проверить, изношены ли подшипники? Накладывают большой палец на декоративное оформление под рулевым колесом и на ступицу рулевого колеса. При повороте рулевого колеса вправо или влево ощущается движение вала вверх или вниз. Вот этот небольшой люфт в подшипниках вызывает большой люфт рулевого колеса, что затрудняет управление: автомобиль «гуляет» по дороге и, чтобы удержать его в прямолинейном направлении, приходится то и дело вертеть рулевым колесом. Люфт устраняется с помощью регулировочных прокладок, которые находятся под крышкой подшипников вала червяка. Сверху картера рулевого механизма имеется еще одна крышка, в которой завернут регулировочный винт. От произвольного заворачивания и отворачивания он удерживается контргайкой. Винтом регулируется зацепление ролика вала сошки с червяком, для чего необходимо ослабить контргайку и повернуть винт по ходу часовой стрелки на четверть оборота. Если этого окажется мало, поверните еще на четверть. Рулевой механизм после регулировки должен вращаться легко, без заеданий и каких бы то ни было шумов и стуков.

Зазор в наконечниках рулевых тяг ликвидируется обычно заменой шаровых пальцев или опорных колец. Когда изнашивается и то и другое, замена проводится одновременно. При сборке рулевых наконечников особое внимание уделите резиновым грязезащитным чехлам, они должны быть неповрежденными и эластичными.

В нормальном состоянии рулевой механизм с приводом работает без заеданий и стуков. Люфт рулевого колеса не превышает 5—6 градусов, что соответствует 12—15 миллиметрам на ободе. Этот момент проверяется следующим образом. Поставьте передние колеса в прямолинейном направлении. Поверните руль в любую сторону — вправо или влево — до потери свободного хода рулевого колеса. На колонке установите стрелку и сделайте отметку на рулевом колесе. Потом поверните руль в противоположную сторону, снова выбрав люфт, и сделайте вторую метку. Положите линейку и замерьте расстояние между метками, оно не должно превышать 15 сантиметров. Для определения зазора в механизме рулевого управления, замеряемого на «баранке», существует и специальный прибор — люфтомер. Он состоит из сектора, укрепляемого на рулевой колонке, и стрелки, связанной с ободом руля. На секторе нанесена градуированная шкала, по которой и определяется величина люфта. Пользование прибором несложно и доступно каждому.

Рулевое управление проверяется по обыкновению в гараже. Если это делается регулярно, оно не подводит. Но если все-таки вы почувствуете в пути, что руль уводит вправо или влево, отправляйтесь на станцию технического обслуживания и отрегулируйте передний мост. Иными словами — проверьте правильность схождения и развала передних колес.





[b]Тормоза автомобильные[/b].

Занявшись тормозами, проверьте прежде всего, не протекает ли тормозная жидкость в местах соединений главном тормозном и рабочих цилиндрах. Убедитесь в одновременности срабатывания всех тормозов — передних и задних. Нажмите на педаль так, чтобы она прошла половину своего хода,— тормоза должны сработать. При нормальном действии тормозов педаль не должна ни останавливаться жестко, ни пружинить. Наиболее распространенные неисправности в тормозной системе:, педаль проваливается, торможение происходит лишь от второго качка или тогда, когда педаль прижата к полу. Обычно педаль проваливается, если в систему привода тормозов попал воздух. В таком случае тормозную систему следует прокачать. Но перед этим резервуар главного тормозного цилиндра заполните жидкостью. Прокачку тормозов начинайте с самой дальней точки и заканчивайте самой близкой.

Порядок удаления воздуха из системы привода таков. Очистите поверхность главного тормозного цилиндра и отверните пробку наливного отверстия. При необходимости долейте тормозную жидкость до нормального уровня — на 10—15 миллиметров ниже верхней кромки заливного отверстия главного цилиндра. Снимите резиновый колпачок перепускного клапана тормозного цилиндра колеса. На место колпачка наденьте резиновый шланг (он находится в комплекте инструментов) и опустите свободный конец шланга в сосуд С тормозной жидкостью — бутылку или банку. Теперь ваш помощник должен несколько раз до конца нажать на тормозную педаль, подержать ее в нажатом состоянии до вашей команды. Затем в момент нажатия педали или остановки ее у пола отверните перепускной клапан на пол-оборота. Вместе с воздухом жидкость через шланг переместится в резервуар, после чего заверните клапан. Повторите операцию несколько раз, пока воздух перестанет поступать из шланга. Закончив с одним колесом, переходите к следующему. Не забывайте постоянно следить за уровнем жидкости в главном тормозном цилиндре и добавлять ее по мере понижения. Если этого не делать, жидкость израсходуется, и в систему будет закачиваться воздух.

В ходе прокачивания тормозов сопротивление педали при нажатии усиливается. После прокачивания на все перепускные клапаны наденьте предохранительные резиновые колпачки.

Сейчас на автомобилях устанавливается разделитель тормоза, который позволяет тормозить обособленно передними или задними колесами. Прокачку в таком случае можно начинать как с передних, так и с. задних колес, но только с правых. Однако разделителя нет на УАЗах и «Запорожцах». На этих автомобилях прокачку начинайте с самой дальней точки.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

50

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Тормозные накладки[/b].

У «Жигулей» первой и второй моделей тормозные накладки подводятся к барабану поворотом регулировочных . эксцентриков. Для этого следует., вывесить колесо и развести накладки настолько, пока они не начнут легонько касаться тормозного барабана. На остальных моделях легковых автомобилей тормозная система — саморегулирующая и без вашего вмешательства «заботится» о зазоре между тормозными накладками и барабаном.

Неравномерное срабатывание тормозов говорит о том, что тормозные накладки износились или замаслились от попадания масла через сальники полуосей или жидкости из рабочих цилиндриков. Устраните течь жидкости или смазки, тормозные колодки и барабаны промойте и зачистите сверху мелкой наждачной шкуркой. При техническом обслуживании деталей и узлов тормозов не допускается применение бензина, керосина и иных растворителей, которые разрушают резину, а также острых предметов. Промывать тормозные трубки можно только спиртом или тормозной жидкостью. После мойки автомобиля, преодоления бродов или после длительного движения по мокрой дороге тормоза следует просушить несколькими плавными торможениями.

При каждом осмотре следует убедиться в целостности шлангов, трубопроводов и тросов. Трубки не должны иметь вмятин, гибкие шланги — разбухания и разрывов. Тормозная жидкость должна быть всегда чистой и соответствовать нормам.





[b]Регулировка ручного тормоза[/b].

У начинающих водителей нередко возникают затруднения при регулировке ручного тормоза. Как произвести такую регулировку в «домашних условиях»?

На «Жигулях» это делают так. Опустив рычаг тормоза в крайнее нижнее положение и подняв домкратом заднюю часть автомашины, чтобы колеса были в подвешенном состоянии, убедитесь в правильности регулировки зазоров между фрикционными накладками и тормозными барабанами задних колес. Затем, подтянув рычаг тормоза вверх на два зуба сектора, ослабьте контргайку и подтяните гайку до натяжения заднего привода троса. Поворачивая колеса вручную, убедитесь, что колодки не задевают за барабаны. После проверки (машина должна удерживаться тормозом на уклоне до 16 процентов) затягивайте контргайку.

«Запорожец» перед регулировкой устанавливают на подставки так, чтобы задние колеса свободно вращались. Ослабленный трос привода ручного тормоза регулируют, перемещая кронштейны рычага тормоза вперед. Ход рычага после регулировки не должен превышать 4—5 делений на храповике. У «Москвича»-412 натяжение задних тросов, идущих к правому и левому тормозным механизмам задних колес, регулируется отдельно. На каждом тросе имеется регулировочный наконечник с гайкой и контргайкой.      у

У «Волги» ГАЗ-24 необходимость в регулировке зазора между задней накладкой и разжимным стержнем определяется величиной свободного хода рычага заднего тормоза. Для уменьшения зазора вращают эксцентрик, расположенный в верхней части. Для регулировку привода задний мост вывешивают, рейку устанавливают на первый зуб, ослабляют контргайку и с помощью гайки перемещают уравнитель по тяге так, чтобы у тросов была выбрана вся слабина. Задние тормоза при этом должны быть слегка затянуты, и колеса не должны провертываться от руки. Привод считается правильно отрегулированным, когда нет подтормаживания.





[b]Ходовая часть автомобиля[/b].

Ходовая часть автомобиля работает в трудных условиях, поэтому часто расслабляются крепления, вследствие износа шарнирных соединений или изгиба рычагов и передней балки нарушается регулировка переднего моста. Затяжка гаек крепления дисков колес к ступицам проверяется с помощью баллонного ключа. Шинный манометр определит давление воздуха в шинах (оно должно соответствовать рекомендациям заводской инструкции). Накидным ключом затяните гайки стремянок задних рессор. При этом осмотрите рессоры: если какой-либо лист ненадежен, замените. Затем проверьте и при надобности затяните гайки крепления амортизаторов, отрегулируйте установку передних колес, углы наклона и схождения. Ждут вашего внимания и подшипники передних ступиц колес. Поднимите домкратом одну сторону с передним колесом и проверьте, имеется ли люфт. Для этого положите руки на покрышку сверху и покачайте — на себя и от себя. Зазор всегда ощущается. Для его устранения снимите колпак со ступицы, расшплинтуйте гайку (если у вас «Волга» ГАЗ-24, «Запорожец» или «Москвич»). Заверните гайку до такой степени, чтобы колесо вращалось туго, и отпустите чуть-чуть с таким расчетом, чтобы колесо вращалось легко и можно было зашплинтовать гайку. На «Жигулях» гайка меняется на новую. Принцип регулировки тот же: колесо должно вращаться легко, не создавая шума и треска в подшипниках.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.