51

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Регулировка колес[/b].

При регулировке колес проверяйте наличие смазки в подшипниках. От регулировки колес, а также состояния подшипников и смазки зависит выбег автомобиля. Чем больший выбег, тем экономичнее машина в расходе топлива. Например, выбег автомобиля «Волга» ГАЗ-24 при скорости 30 километров в час равен 250—300 метрам.

Амортизаторы проверяют, не снимая с автомобиля. Несколько раз сильно нажмите на крыло руками, чтобы автомобиль качнулся. При отрыве рук крыло с некоторым замедлением возвращается на прежнее место. Если какой-либо амортизатор не держит, пружина заставляет подвергшуюся нашим усилиям сторону машины быстро подняться и даже сделать еще несколько качков. Неисправные амортизаторы снимите, разберите их, проверьте наличие жидкости — она вытекает, когда не держат сальники. Самое главное — осмотреть амортизатор перед разборкой, определить место протекания, тщательно очистить от грязи, вымыть и протереть чистой тряпкой. Амортизаторы разбираются только чистыми! Любая соринка, попав на трущиеся поверхности стакана или поршня, способствует быстрому износу или заклиниванию.

Опытный водитель не упустит момента, когда начинает спускать колесо. Если это переднее — автомобиль заводит в сторону поврежденного колеса, если заднее — тут сложнее, можно обнаружить неполадки с опозданием, выручит лишь высокое профессиональное чутье. Впрочем, результаты не замедлят сказаться. При малейшем повороте рулевого колеса начинается занос автомобиля. Тормозите, необходимо немедленно принять соответствующие меры. Хотим добавить, что не только прокол, но любое понижение давления в шинах ведет к тем же последствиям и требует остановки и работы с насосом.

Нормальным считается давление, установленное заводом-изготовителем — оно и обеспечивает безотказную работу шин в течение гарантийного срока и экономный расход топлива. Вот почему так важна тщательная подготовка шин к работе. Особенно, если речь идет о дальних поездках. Подготовка эта начинается с проверки давления в шинах. Но если мы всюду рекомендовали и рекомендуем неукоснительно следовать инструкциям и рекомендациям заводов-изготовителей, то, как показала практика, целесообразным оказывается иногда увеличить или снизить давление на одну-две единицы по сравнению с указанной в инструкции по эксплуатации шин или инструкции на автомобиль. Говоря о конкретных дорожных ситуациях, мы расскажем, когда и для чего это надо делать.





[b]Эксплуатация авто шин[/b].

Пока же подчеркнем общие положения. Эксплуатация шин с пониженным давлением приводит к быстрому их износу и увеличенному расходу топлива. Шины с низким давлением больше мнутся, при движении сильнее нагреваются и склонны к расслоению, в особенности при движении в жаркую погоду. К тому же увеличиваются сопротивления при качении, автомобиль получает худший накат, или, как еще говорят, уменьшается выбег. Но и от излишне высокого давления следует предостеречь: автомобиль теряет плавность хода, идет жестко, подпрыгивает, как мяч,— даже амортизаторы не в силах выполнять свою функцию. При жаркой погоде и длительной езде шины с чрезмерно высоким давлением могут лопаться. Проверку давления производят только в холодных шинах. Чтобы не ошибиться, убедитесь в исправности манометра.. Хорошо иметь манометр с малыми делениями. Сейчас выпускаются ножные насосы, на которых устанавливаются оттарированные манометры. Совсем неплохо приобрести его.





[b]Прокол шины[/b].

При проколе шины во время движения автомобиль начинает заносить. Немедленно остановитесь, иначе произойдет «изжевывание» покрышки, и она окончательно выйдет из строя. Резко тормозить нельзя, ибо машину занесет, уведет с проезжей части. Размонтируйте шину двумя монтировочными лопатками. Демонтаж с обода начинайте у ниппеля и здесь же, у ниппеля, заканчивайте сборку колеса.

Свои особенности имеет демонтаж шин с глубокого обода. Обычно край борта покрышки в процессе длительной эксплуатации «приваривается» к диску и отжать его при демонтаже далеко не просто. Можно пользоваться двумя способами. При первом необходимо иметь два молотка. В левую руку берем молоток и клинообразным концом ставим его между краем обода и бортом покрышки, а молотком в правой руке бьем по ударной части левого. Таким образом отбивается бортовая часть покрышки по окружности диска. Отбивку следует начинать с противоположной. от ниппеля стороны. Второй способ отбортовки заключается в следующем. Колесо кладем под автомобиль в том месте, где устанавливается домкрат для поднятия автомобиля. Пятку домкрата ставим на борт покрышки с противоположной стороны ниппеля и поднимаем машину. Под действием массы автомобиля покрышка продавливается и отстает от диска. Демонтаж следует начинать у ниппеля. Расстояние между монтировками не должно быть большим. Во время пользования монтировкой противоположную сторону борта следует утопить в углубление. После разбортовки камера извлекается из покрышки и проверяется. Осмотрите ее, определите место, размеры повреждения. По месту повреждения камеры легко найти стекло, проволоку. Извлеките плоскогубцами этот предмет и сделайте все необходимое, чтобы он не подвел других водителей.

Если в покрышке обнаружена пробоина от 2 до 8 миллиметров, ее можно отремонтировать с помощью грибка из аптечки. Если же отверстие больше 8 миллиметров или имеет разрыв, заложите его манжетой, чтобы доехать до гаража. Перед установкой манжета в покрышку срежьте его края на конус во избежание того же «изжевывания», а при монтаже — на противоположную сторону манжета нужно нацепить грузик, равный весу манжета, иначе колесо будет бить и сильно изнашивать подшипники ступицы.

Поврежденное место и заплатку зачистите теркой или напильником, промойте бензином. Подготовленные поверхности смажьте резиновым клеем, дайте просохнуть минут двадцать, нанесите второй слой клея и только потом накладывайте заплату» При вулканизации поврежденной камеры процесс подготовки остается прежним, только между камерой, и заплаткой дополнительно закладывается сырая резина или кусочек каучука, после чего подготовленное к вулканизации поврежденное место зажимается струбциной и нагревается до 110—115 градусов. При высокой температуре процесс вулканизации длится 10—15 минут. По истечении этого времени струбцину выключают из розетки и не разжимают до полного охлаждения.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

52

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Монтаж шины[/b].

Порядок монтажа шины таков. Надеваем на обод край борта покрышки и с помощью молотка или монтировки монтируем борт. Затем вставляем внутрь покрышки камеру, устанавливаем в отверстие обода ниппель, слегка накачиваем камеру, чтобы она выпрямилась, нашла свое место. Затем спускаем воздух и с противоположной стороны ниппеля начинаем монтаж второго борта. Желательно делать это при помощи молотка: одной ногой утапливайте борт, а молотком постукивайте по нему, загоняя на обод. Если пользоваться только монтировками, не исключено «прокусывание» камеры. После окончания монтажа накачайте камеру так, чтобы покрышка заняла свое место. И снова спустите воздух. Наконец, доведя давление в шине до 0,5 килограмма на квадратный сантиметр, поставьте колесо вертикально, приподнимите и несколько раз ударьте о пол — все складки камеры выровняются, и можно свободно накачать ее до нужного давления.

Монтаж шины нужно производить только на чистом месте, чтобы избежать попадания песка и грязи. Мелкие частицы песка будут протирать камеру и быстро выведут ее из строя.

При снятии и установке колеса на место примите меры предосторожности: чтобы поднятый на домкрате автомобиль не покатился, подложите клинья под. колеса, стоящие на земле. Прежде чем поднимать автомобиль домкратом, отожмите гайки поврежденного колеса и наоборот — при установке колеса на место гайки вкручиваются до легкого зажима и только потом, когда автомобиль снят с домкрата, зажимаются окончательно и закрываются колпаком. Это разумная предусмотрительность: всякие действия с применением большой силы к автомобилю, стоящему на домкрате, могут привести к его падению, увечьям.

Для равномерного износа покрышек через 6 тысяч километров пробега меняйте колеса с шинами местами согласно заводской инструкции.





[b]Смазка узлов и деталей автомобиля[/b].

О смазке узлов и деталей автомобиля вам расскажет та же инструкция. Мы хотим напомнить лишь о строго определенном назначении смазочных материалов. Например, для карданных шарниров с игольчатыми подшипниками используется трансмиссионное масло, а для листов рессоры — графитовая Смазка.





[b]Техника безопасности авто[/b].

Теперь о технике безопасности. При обслуживании автомобиля, выполнении ремонтных работ и т. п. пользуйтесь только исправными инструментами. Если на инструменте есть заусенцы, если он плохо заточен, имеет трещины, его необходимо привести в порядок. Нельзя пользоваться молотком, плохо насаженным на рукоятку, с сильно сбитой ударной частью, напильниками без ручек, гаечными ключами, не соответствующими размерам гаек и болтов.

Прочно закрепляйте тиски к верстакам, полкам. Сами верстаки должны быть устойчивыми, а полки — хорошо укреплены.

При выполнении работ, связанных с нагревом металла (например, запрессовкой поршневых пальцев и других насадочных деталей), или при сварке, пайке надевайте брезентовые костюмы и рукавицы. Глаза защищайте очками.

Требует осторожности и работа на сверлильном станке. Из высверленных отверстий не выдувайте стружку — можете поранить лицо.

При заточке и заправке инструмента надевайте защитные очки и опускайте щиток станка.

Прежде чем начать работу под автомобилем, заклините колеса. Если машина, поднята на домкрате, подстраховать вас могут крепкие, надежные козлы, скамейка, бревно. Не кладите инструменты и детали на выступающие части автомобиля — их падение вы ощутите на себе же. И уж ни в коем случае нельзя, находясь под автомобилем, курить и зажигать спички.

Не подражайте вредной опасной привычке засасывать бензин через шланг ртом. Опасно и попадание бензина на кожу человека.

Приступая к ремонту любого узла или агрегата, очищайте их сначала от пыли и грязи, разбирайте и собирайте только в чистом виде.

Закончив работу, мойте руки смесью керосина с автомобильным маслом, вслед за этим — горячей водой с мылом.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

53

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Автомобиль и времена года[/b].

Многие используют свой автомобиль только в теплое время года, когда сухой и чистый асфальт, когда легко избежать заноса на поворотах, когда без особых хлопот можно выехать на отдых за город или в отпуск — летом все это намного проще, чем зимой. Если вы намерены действовать так же, то должны знать, что зимняя консервация автомобиля требует тщательной подготовки.

Прежде всего, не дожидаясь холодов, надо хорошо вымыть машину из шланга не очень сильной струей снаружи и внутри. Ту грязь, которая не смывается силой струи, удалите щеткой и тряпкой. Вымытую машину насухо протрите мягкой тряпкой. При этом особое внимание уделите кузову: не появилась ли ржавчина? Если появилась, зачистите, закрасьте эти места. Покройте кузов восковой пастой, а днище

слоем графитной эмульсии. Ее рекомендуется распылять - пульверизатором под давлением 3—4 атмосферы. Затем тщательно очистите хромированные детали от влаги, следов коррозии и покройте их слоем смазки НГ-208 или технического вазелина. Чехлы сидений снимите. Хранят их в сухом помещении.

Слейте воду, по возможности продуйте сжатым воздухом системы охлаждения и отопления. Низкозамерзающую жидкость тоже надо слить. Специальную охлаждающую жидкость из системы «Жигулей» сливать не нужно. Не забудьте удалить воду и из системы омывателя лобового стекла. Шланги, идущие к форсункам омывателя, имеют сгибы, в которых может остаться вода. Поэтому всю систему продуйте насосом или сжатым воздухом. При уборке салона и подкапотного пространства хорошо очистите и протрите всю электропроводку, иначе морозы могут повредить ее, лишить изоляционных свойств.

Прогрейте двигатель, слейте масло, смазку из коробки передач и главной передачи. Оставлять масло и смазку не рекомендуется потому, что при длительном хранении они теряют свои свойства, происходит их коксование. Не оставляйте на зиму в баке бензин. Его надо слить, запустить двигатель и полностью израсходовать остатки. Вслед за этим выверните свечи, залейте в каждый цилиндр 20—30 граммов подогретого до 70—80 градусов моторного масла, раз десять - пятнадцать проверните рукояткой коленчатый вал и вновь поставьте свечи. При выполнении этой операции не забудьте слить масло из фильтров. Заклейте промасленной бумагой или тканью отверстия воздушного фильтра и выходное отверстие трубы глушителя. Аккумулятор снимите, полностью зарядите его и храните при температуре около нуля градусов.

Ремень вентилятора тоже снимается, иначе за время хранения он деформируется на шкивах коленчатого вала, водяного насоса и генератора и к дальнейшей эксплуатации будет не пригоден.

Необходимо преградить доступ влажного воздуха в цилиндры двигателя, у которых открыты или приоткрыты впускные клапаны," иначе не избежать коррозии клапанов и седел. В зависимости от конструкции воздухоочиститель или плотно закупоривается тряпкой, или заклеивается снаружи изоляционной лентой. Подобную операцию проделайте и с системой выпуска: закройте выпускную трубу пробкой. Так как смазка слита не только из двигателя, но и из коробки перемены передач и заднего моста, в этих узлах заклейте дренажное отверстие таким же способом. Слегка смажьте контакты распределителя составом НГ-208 или техническим вазелином.

Разгрузите подвеску и шины, поставив автомобиль на «козелки». Давление в шинах нужно уменьшить по 0,5 атмосферы.



Пыль проникает повсюду. Поэтому рекомендуется закрыть двигатель под капотом пленкой или промасленной бумагой. Соберите и проверьте комплект инструментов, смажьте их вазелином, оберните промасленной бумагой. Лучшее место для длительного хранения автомобиля — сухое, темное, хорошо вентилируемое помещение с температурой не ниже плюс 5 градусов. На открытой стоянке кузов и шины лучше сохраняются, если они защищены от солнца и атмосферных осадков непрозрачным и влагонепроницаемым чехлом. Чехол на автомобиль рекомендуется надевать таким образом, чтобы между ним и поверхностью кузова оставалось воздушное пространство. В противном случае под чехлом на кузове конденсируется влага, которая может вызвать повреждение окраски и хромировки.

Выполнение названных рекомендаций способствует хорошему сохранению узлов и агрегатов и обеспечивает надежную работу и легкий запуск двигателя после длительного перерыва.

Post's attachments

Автомобиль и времена года.jpg, 10.32 kb, 291 x 192
Автомобиль и времена года.jpg 10.32 kb, 136 downloads since 2013-08-21 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

54

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Автомобиль без гаража[/b].

В условиях безгаражного хранения на поверхность кузова рекомендуется наносить один из следующих составов: пигментированный ПС-7, пленочный ПС-4 или непигментированный на основе вазелина и церезина. Перед нанесение защитного состава поверхность кузова следует хорошо промыть, протереть насухо, просушить, ветровые стекла защитить от попадания солнца бумагой или картоном, а пластмассовые детали и резиновые уплотнители — изоляционной лентой. Состав ПС-7 распыляют на поверхности. Он высыхает за 20—30 минут в естественных условиях. Образовавшаяся пленка сохраняет свои защитные свойства несколько лет.  Удаляют пленку мягкой ветошью, смоченной в бензине, затем слегка полируют поверхность чистой фланелью. Состав ПС-7 рекомендуется наносить главным образом на нитро - целлюлозные покрытия.

Но вот проходит зима, и новые заботы одолевают владельцев автомобилей. Не слишком старательное отношение к консервации и хранению машины привело к тому, что окраска кузова поблекла, резиновые уплотнители салона и стекол отстали, диски колес покрылись коррозией, ухудшился запуск двигателя. Засучивайте рукава и беритесь за дело.



Для подклейки резины к стеклу или металлу советуем пользоваться клеем марки «4010». Им же можно производить и герметизацию. Делается это так. Очистите нужное место от коррозии и старой краски, обезжирьте ацетоном, растворителем или уайт-спиритом, наложите несколько тонких слоев герметика, давая высохнуть каждому слою, после чего плотно прижмите отставшую деталь к месту склеивания.

Чтобы обновить диски колес, их сначала очищают от коррозии, затем дважды или трижды подкрашивают специальной эмалью, давая каждый раз полчаса на просыхание. Образовавшаяся пленка придает дискам красивый блеск. Ее достоинства увеличиваются еще тем, что она устойчива против механических и атмосферных воздействий.

Post's attachments

Автомобиль без гаража.jpg, 15.62 kb, 340 x 270
Автомобиль без гаража.jpg 15.62 kb, 129 downloads since 2013-08-21 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

55

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Запуск двигателя после зимы[/b].

При пуске двигателя после зимы рекомендуем пользоваться специальной жидкостью «Литвбытхим», нанося ее распылителем на двигатель, прерыватель-распределитель, катушку зажигания. Эта жидкость действует и как испаритель, и как смазка для трущихся деталей. Для обновления блеска не только после зимы, но и в период ежедневной эксплуатации автомобиля, а также для предохранения от вредных воздействий окружающей среды служит смесь «Автополироль». Она же поможет вам удалить с кузова мелкие трещины и царапины, различные пятна.





[b]Подготовка авто к лету[/b].

Вообще в ходе подготовки автомобиля к весенне-летнему сезону можно выделить следующие основные моменты.

Начнём с аккумулятора. Если он хранился зимой по всем правилам, особых неполадок вы не обнаружите. Сначала нужно проверить уровень электролита во всех банках. Он должен быть на 10—15 миллиметров выше краев пластин. При необходимости доливается дистиллированная вода. Затем производят подзарядку аккумуляторов. После его установки клеммы и наконечники следует смазать тонким слоем технического вазелина.

Далее рекомендуется проверить работу генератора и реле-регулятора. Натяжение ремня генератора должно быть таким, чтобы, как мы говорили раньше, при нажатии с небольшим усилием в средней его части образовывался прогиб в 10—15 миллиметров. Если регулятор напряжения в осенний период был отрегулирован на несколько большее напряжение, то не забудьте установить его на нормальное. Напряжение на генераторе во время зарядки не должно превышать 13,5—14,5 вольта. Подтяните также крепление всех электрических проводов.

В системе зажигания необходимо проверить и отрегулировать зазор между контактами прерывателя, замасленные контакты протереть замшей или мягкой чистой тряпочкой, смоченной в бензине. Обгоревшие контакты зачищают абразивной пластинкой, мелкой стеклянной бумагой или надфилем. Свечи зажигания надо очистить от нагара, зазор в электродах отрегулировать.

Обязательно проверьте состояние осветительной проводки. Очистив от пыли и грязи все световые приборы, изолируйте обнаженные места проводов. Затем проверьте установку фар. Регулируйте свет фар винтами наводки, находящимися сверху и сбоку под ободком. Не забудьте проверить работу указателей поворотов. Если при полностью заряженных аккумуляторах они мигают слишком «лениво», то с помощью специального винта можно отрегулировать количество импульсов, доведя их до необходимых пределов — 60—100 в минуту.

Следующий этап — смена масла в двигателе. Как она производится, мы уже рассказывали. Напомним только, что делается это при нагревшемся двигателе — тогда одновременно удаляются отстой и механические примеси. Желательно также промыть картер двигателя, залив в него более жидкое масло, но не керосин. Затем дайте двигателю возможность немного поработать без нагрузки на небольших оборотах. Произведите смену масла в картерах рулевого механизма, коробки передач и заднего моста.

В то же время полезно промыть и систему охлаждения двигателя, ибо ржавчина снижает эффективность ее работы. Сделать это можно сильной струей воды, давление которой однако не должно превышать одной атмосферы, Воду в радиатор и водяную рубашку следует направлять противоположно ее обычному движению.

После значительного перерыва нужно промыть в бензине или ацетоне фильтры карбюратора и бензонасоса. Желательно также разобрать карбюратор и промыть его ацетоном или растворителем. Зимовавший неизрасходованный бензин необходимо слить, а бак промыть свежим.

Кстати о бензинах. Нашей промышленностью выпускаются бензины разных сортов и имеющие неодинаковое содержание легких фракций и технических примесей в виде смол. ВО время эксплуатации автомобиля смолы оседают на стенках системы питания двигателя (бензобаке, трубопроводах, фильтрах, бензонасосе и карбюраторе). Это не влияет на работу двигателя, но требует от владельцев автомобилей чаще производить промывку карбюратора и бензонасоса, отстойников и фильтров топливной аппаратуры. При недосмотре смолы могут засорять жиклеры карбюратора и клапаны бензонасоса, отчего труднее будет двигателю, ему придется работать на бедной смеси. Ухудшится тяга, увеличится температура двигателя, что ведет к его преждевременному износу.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

56

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Подготовка автомобиля к эксплуатации после длительного хранения[/b].

Но продолжим подготовку автомобиля к эксплуатации после длительного хранения.

Настоятельно рекомендуется снять воздухоочиститель, промыть его, очистить поддон и налить туда свежее масло.

Техническое состояние рулевого управления оценивается по величине свободного хода рулевого колеса.

Проверьте, правильно ли .отрегулированы тормоза. Торможение всех колес должно начинаться одновременно. Усилия в данном случае на правых и левых колесах должны быть одинаковыми. Если нарушена регулировка, следует снять барабаны, очистить и промыть детали тормозного механизма. Сильно замасленные тормозные накладки лучше заменить новыми. Манжеты и поршни главного и колесных цилиндров следует промывать чистой тормозной жидкостью или спиртом. Перед сборкой детали протирают чистой тряпкой, а уплотнительные манжеты И поршни перед установкой погружают в тормозную жидкость. Затем надо проверить крепление всех трубок, а также соединения гидросистемы. Исправный ручной тормоз должен обеспечивать надежное торможение при стоянке на максимальном подъеме, который может быть преодолен автомобилем.

Причиной плохой работы ручного тормоза чаще всего является ослабление тросов привода или их заедание в направляющих трубках. Необходимое натяжение достигается регулировкой, а заедание или затрудненное движение устраняется разборкой и очисткой направляющих трубок» У автомобилей «Волга» ГАЗ-21 следует отрегулировать зазор между накладками и барабаном центрального тормоза.

Нужно помнить, что ход ручного тормоза автомобиля «Запорожец» не может превышать 6—7 щелчков храповика, а ход вытяжной рукоятки ручного тормоза автомобилей «Москвич» должен быть равен 120 миллиметрам. Рукоятка же ручного тормоза «Волги» должна перемещаться не более чем на 7—11 зубцов рейки.

Основными признаками неисправности сцепления, как известно, являются рывки и вибрация при трогании с места, пробуксовка и неполное выключение. Плохая работа механизма сцепления может быть вызвана неправильным положением нажимных рычагов. Отрегулировать их можно без снятия сцепления. Если же износился ведомый диск, то необходимо разобрать сцепление и заменить изношенный диск. После этого следует отрегулировать величину свободного хода педали сцепления.

Но вот, наконец, машина готова к поездке. Она покинула гараж, ваши пассажиры заняли свои места, дверцы захлопываются. Через секунду руки водителя лягут на руль, нога нажмет на педаль газа.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

57

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Согласно правилам вождения авто[/b].

Подождите класть руки на руль, нажимать ногой на педаль газа. Вы пристегнули себя ремнем безопасности? Пристегнули. А пассажир справа тоже сделал это?

Независимо от того, на какое расстояние вы едете, в городе или за городом, вы обязаны подчиниться пункту 2.3 Правил дорожного движения: перед началом движения пристегнуть себя и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнем безопасности. Правда, в Правилах дорожного движения на этот счет имеется вот такое исключение: при движении в населенных пунктах могут не пристегиваться ремнями водители-инвалиды на автомобилях с ручным управлением, водители и пассажиры такси, связи, скорой медицинской помощи и других оперативных служб. Это вызвано постоянными короткими переездами в пределах города, поселка, частыми остановками, посадкой и высадкой людей.


Что же касается правил для всех остальных — их выполнение обязательно. Между тем некоторые автовладельцы, да и водители государственных машин считают, что при езде по городу пользоваться ремнями безопасности необязательно. Статистика же свидетельствует, что 60 процентов всех аварий происходит именно на улицах города и почти три четверти этих происшествий случаются на скоростях не более 50 километров в час. Даже при скорости движения 20 километров в час при столкновении можно получить тяжелые повреждения головы и позвоночника, так как на водителя действует при этой скорости сила инерции, равная семикратной массе его тела, то есть примерно 400 килограммам. В то же время мускульная сила рук может противостоять силе не более 100 килограммов. Мы сами-были свидетелями весьма поучительной истории. Зазевавшийся водитель «Жигулей» ударился о дерево на скорости километров пятнадцать-двадцать в час, не больше. Не пристегнутого ремнем, его подкинуло с места и буквально швырнуло на лобовое стекло. В результате — серьезные ранения головы, лица и рук. Усвойте раз и навсегда: первое, что надо сделать, сев за руль,— пристегнуть себя ремнем и убедиться, что то же самое сделал ваш пассажир.

Post's attachments

Согласно правилам вождения авто.jpg, 9.95 kb, 250 x 300
Согласно правилам вождения авто.jpg 9.95 kb, 132 downloads since 2013-08-21 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

58

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Рабочее место в авто[/b].

В предыдущем разделе блога мы уже начали разговор о вашем «рабочем» месте в машине. Сейчас время вернуться к нему. Независимо от того, кто вы по профессии и специальности, управление автомобилем — ваша работа. И относиться к ней надо серьезно, как к любой свой работе. Так вот, ваше рабочее место должно иметь прежде всего максимальную обзорность. Убедитесь, что стекла в закрытом положении плотно прилегают к резиновым прокладкам и полностью закрывают доступ наружного воздуха — это препятствует их запотеванию, которое в свою очередь приводит к ухудшению обзорности. Один из нас (назовем его просто водителем) на собственном опыте убедился, как опасна такая вроде бы мелочь неплотно закрытое стекло. Правда, было это очень давно, и не сейчас обвинять нас в неопытности, но в назидание другим можно вспомнить тот случай. Водитель перестраивался из правого в левый ряд. Как и положено, включил сигнал поворота, глянул влево, в зеркало, и... ничего не увидел. Сквозь запотевшее стекло все плыло, как в густом тумане. В зеркале над лобовым стеклом удалось увидеть пустую сзади проезжую часть, и водитель, подняв левую руку, чтобы протереть стекло и не оказаться «слепым» в следующий раз, рискнул повернуть руль. Последовали столкновение автомобилей и свисток автоинспектора. Незамеченная водителем, сбоку шла другая машина. Инспектор обвинил не запотевшее стекло, он обвинил водителя в небрежной подготовке им рабочего места к условиям движения в транспортном потоке. Проезжая часть не признает мелочей, потому что любая из них может стать причиной трагедии. И если бы на месте незамеченного автомобиля оказался человек, он не устоял бы против. удара, беда была бы непоправимой.

Убедитесь, что исправно работают система, омывающая лобовое стекло, стеклоочистители, вентиляция кабины. Некоторые водители, напрягая мышцы рук, буквально уцепившись за руль, склоняются вперед, к лобовому стеклу — словно так они лучше видят дорогу. Это плохая, вредная привычка. Рулевое колесо очень близко, чуть ли не упирается в грудь, тело напряжено, движения скованы. В таком положении человек быстро устает, не может моментально среагировать на изменение дорожной обстановки. Вот конкретный случай. На проезжей части перед таким водителем оказался вдруг пешеход. Да, он нарушил правила — переходил улицу в неположенном месте, не убедился в собственной безопасности, но разве водителю от этого легче? Он и нарушителя не имеет права сбить с ног, и обязан сделать все, чтобы предотвратить наезд. Как же сказалась неправильная посадка за рулем? Пока водитель отклонился назад, поднял ногу на педаль и затормозил, пешехода уже швырнуло на капот автомобиля. Мы не можем обвинить в происшествии только водителя. Пешеход едва ли не полностью виноват в случившейся с ним беде. И автотехническая экспертиза подтвердила неизбежность наезда. Но может ли водитель спокойно чувствовать себя после этой истории? Не, конечно. Тем более что какую-то долю вины он должен взять на себя. Его правильная посадка за рулем пусть на секунду, но сократила бы действия по торможению автомобиля, а секунды порой достаточно, чтобы спасти человеку жизнь...

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

59

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Руки на руле[/b].

Правильно положите руки на рулевое колесо. Помните наш совет? Если положение рук водителя на руле представить как положение часовых стрелок на циферблате часов, то левая рука должна находиться на цифре 9, а правая — на цифре 2. Более расслабленное положение (10—4) возможно лишь в том случае, если дорога свободна от транспорта и пешеходов и вы не торопитесь.

Но крайне опасно и совершенно недопустимо встречающееся еще положение рук водителя как 11—1. Руки должны лежать на рулевом колесе свободно, уверенно, полусогнутыми в локтевых суставах. Это снижает физическую нагрузку, не требует дополнительных движений тела для вращения рулевого колеса.

Post's attachments

Руки на руле.jpg, 11.05 kb, 305 x 222
Руки на руле.jpg 11.05 kb, 132 downloads since 2013-08-21 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

60

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Отопление и вентиляции кузова[/b].

Отоплению и вентиляции кузова особо пристальное внимание уделите, естественно, при подготовке автомобиля к эксплуатации в холодное время года. Верным средством против запотевания стекол при включенном отоплении служит вентилятор, поставленный на заднюю панель. Установить электроспираль несколько сложнее; кроме того, она требует постоянной осторожности в обращении, а далеко не всем вашим пассажирам будет присуща такая осторожность.

Многие пользуются самым простым, издавна известным способом: наносят на внутреннюю поверхность стекла слой из смеси поваренной соли, светлого глицерина и воды. При низких температурах стекла, покрытые этим раствором, довольно долго не замерзают, а когда начинают покрываться снежными узорами, их вновь протирают той же смесью,





[b]Зеркало заднего вида[/b].

Зеркало заднего вида, образно говоря,— ваш третий глаз. Берегите его. Грязное, неотрегулированное, вибрирующее зеркало может легко подвести. Внешние зеркала, установленные на крыльях, эффектны, украшают машину и, казалось бы, удобны: голову поворачивать не надо, но все же боковые надежней, потому что чем дальше зеркало от вас, тем меньше в нем отражение. Расстояние от зеркала до глаз должно равняться примерно 70 сантиметрам. И еще: чем выше расположены внешние зеркала, тем меньше они пачкаются.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

61

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Запуск двигателя[/b].

Но вот пора запускать двигатель. Здесь тоже свои трудности, особенно при пуске холодного двигателя после длительной стоянки (прежде всего, весной, после того как автомобиль не эксплуатировался в течение нескольких месяцев). В этом случае предварительно зарядите аккумулятор, выверните и прожгите свечи, например, пламенем горелки домашней газовой плиты (продолжительность прожигания 10—15 минут, пламя должно соприкасаться с электродами свечи). Не беспокойтесь при этом за их сохранность, они рассчитаны на воздействие высоких температур. Кроме того, перед первой попыткой пуска двигателя нужно вручную подкачать топливо. Это следует делать всегда, если автомобиль не эксплуатировался более двух-трех суток. Дальнейшие действия одинаковы во всех случаях, когда после остановки двигателя прошло несколько часов, но не больше указанного срока. Затяните ручной тормоз, выключите сцепление, вытяните до отказа рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора и включите стартер на 10—15 секунд (зависит от того, когда заработает мотор).

Характерными признаками неустойчивой работы двигателя являются его вздрагивание, неравномерность выпуска отработавших газов, значительное понижение мощности. Чаще всего перебои вызываются неисправностями системы зажигания и питания и сравнительно редко — попаданием воды в цилиндры двигателя и неплотным прилеганием тарелок клапанов к гнездам. При поиске причин неустойчивой работы двигателя следует обратить внимание на внешние признаки. Если двигатель несколько вздрагивает, то причиной этому вероятнее всего, является ослабление зажима подключения аккумуляторной батареи, а более заметное вздрагивание происходит чаще всего по причине обедненной или обогащенной горючей смеси, поступающей в цилиндры. Неустойчивая работа двигателя, сопровождаемая «выстрелами» в глушитель, как правило, возникает по причине переобогащенной смеси, неплотного прилегания тарелки клапана к гнезду либо пропусков в системе зажигания (слишком позднего зажигания). Неравномерный выхлоп — Явный признак неисправностей распределителя зажигания или свечей при исправной системе питания.





[b]Неудача при запуске двигателя[/b].

Обычно неудача при запуске двигателя является следствием не столько неисправностей автомобиля, сколько ошибочных действий водителя. Наиболее распространенные ошибки владельцев «Жигулей» заключаются в следующем. Не до конца вытягивается рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора или водитель держит педаль нажатой в момент пуска. Это во-первых. Во-вторых, многократные попытки пустить двигатель путем кратковременного включения стартера на 2—3 секунды. В этом случае не только уменьшается вероятность успешного пуска и снижается срок службы аккумулятора и стартера, но и возникает опасность (так же, как и при многократных попытках пуска, неудачных по другим причинам) резкого переобогащения смеси в цилиндрах, при котором каждая последующая попытка может лишь ухудшить положение. Большинство «непонятных» неудач при пуске, когда исправны системы питания и зажигания, связано именно с чрезмерным переобогащением смеси из-за неправильных действий водителя. К тому же многократные попытки пуска часто приводят к разрядке аккумулятора, что еще более осложняет дело. В конечном счете наш совет сводится к простой истине: не удается запустить двигатель — значит, вы что-то не доглядели, ищите причину.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

62

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Примеры из собственной практики[/b].

Вспоминаются примеры из собственной практики, прекрасно иллюстрирующие наш вывод. Один из нас стал запускать двигатель, а он капризничает — не заводится. Вытянул до конца рукоятку управления воздушной заслонкой, убрал ногу с педали подачи газа, снова начал запускать, и снова не заводится. Еще попытка — безрезультатно. Может, «пересосал» двигатель? Поставил трос в нормальное положение, то есть убрал его до упора кронштейна, и полностью открыл дроссельную заслонку, чтобы подать как можно больше воздуха. Повернул ключ зажигания и включил стартер. По-прежнему не заводится. В чем дело: накануне приехал домой, поставил автомобиль в полном порядке и вдруг — такое. Стал разбираться с самого начала. Стрелка показывает наличие бензина в баке — следовательно, машина не на «голодном пайке». Проверил ток высокого напряжения, вытащив центральный провод из распределителя, поднес его к блоку двигателя — не вплотную, а с зазором в 3 миллиметра, включил зажигание и стартером стал вращать коленчатый вал. Есть искра. Хотя искра от центрального провода может быть, но в случае выхода из строя крышки распределителя или ротора ее не будет между электродами свечи. Проверил и это: с зажиганием все нормально. Отсоединил бензопровод от карбюратора и рычагом бензонасоса стал подкачивать бензин. Нет подачи топлива. Решил продуть систему питания, взял воздушный насос, присоединил к топливному шлангу и стал качать. Подумалось: «Так забилась система питания, что еле продувается ручным насосом!» Наконец, решил, что Систему питания продул. Но на этом не остановился. Снова проверил подачу топлива, пользуясь рычагом ручной подкачки. Качал, качал — не идет. Уж не выдул ли из трубок весь бензин? Продолжил подкачку. Но топливо так и не пошло. Обошел вокруг автомобиля, почесал в затылке: что же сделано неправильно? И нашел ошибку. Оказывается, клапаны в бензонасосе не дали продуть трубку питания воздухом — они еще плотнее закрыли отверстия. Отсоединил бензопровод от подводящего штуцера бензонасоса и соединил его со шлангом ручного насоса. Покачал — и воздух легко пошел по трубке в бензобак. «Вот теперь,— подумал,— порядок. Систему питания прокачал, сейчас пойдет». Но двигатель запускать не решился, снова взялся за рычаг ручной подкачки. Бензин упрямо не покидал бак. Тогда открыл пробку бензобака, вставил в него тонкую палочку и вытащил ее. Палочка оказалась совершенно сухой: в баке было пусто. Жаль потерянного времени. Но, говорят, век живи — век учись. Возвращаясь накануне домой, хозяин забыл заправить свой автомобиль. А прибор, показывая наличие бензина в баке, и подвел. Между прочим, хоть автомобиль и не заводился, вспышки были и, имея уже кое-какой опыт, водитель проверил систему зажигания. Осмотрел соединения проводов распределителя и убедился: слабо держится провод конденсатора, и поэтому искра на центральном проводе катушки зажигания прерывистая и очень слабая. Выход один — зачистить контакт и хорошо его закрепить, что и было сделано. Появилась нормальная искра, после чего двигатель легко запустился от стартера. Но неприятности на этом не закончились. Поехал на заправку, а машина задергалась, пошла рывками: то мотор работает чисто, то совсем заглохнет. Заменил одну свечу — не помогло, поменял свечи местами — двигатель по-прежнему не хочет работать. Наконец все свечи заменил на новые, результат тот же. Что делать? Взялся за карбюратор. Снял воздушный фильтр, заглянул сверху. Ничего не увидев, решил снять верхнюю крышку карбюратора. Выдвинул один жиклер, глянул сквозь него, направив на солнышко. Отверстие просматривалось хорошо — значит, не засоренное, чистое. Проверил другой жиклер — тоже в отличном состоянии. И вдруг пришла мысль: а не в канале ли главной дозирующей системы кроется причина неполадок? Добрался туда тонкой проволокой и на конце ее вытащил тягучий плотный кусочек смолы. Отложения смол в канале закупорили отверстие, его требовалось прочистить.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

63

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Сгоревшее сопротивление[/b].

Когда сгорает сопротивление, вы рискуете не запустить ни холодный, ни горячий двигатель. Чтобы доехать до гаража, поставьте между клеммами вместо сгоревшего сопротивления пружинку от золотника камеры. Вообще же систему зажигания храните в постоянной чистоте и сухом виде, периодически протирайте крышку прерывателя-распределителя, провода высокого напряжения, колпачки свечей и свечи, индукционную катушку. В «Жигулях» первой и второй моделей катушка зажигания стоит клеммами вверх. Это удобно для обслуживания, но на центральную клемму легко попадает вода, что способствует утечке ?ока высокого напряжения. Советуем перевернуть катушку.

При пуске горячего двигателя закрывать воздушную заслонку карбюратора недопустимо. Наоборот, если горячий мотор заглох, например, из-за неустойчивых малых оборотов холостого хода, пускать его надо с «продувкой», т. е. при полном нажатии на педаль акселератора. Затруднения при пуске могут возникать  после мойки обильной струей воды. Не направляйте поэтому струю на приборы электрооборудования. Если двигатель не начинает работать, нужно тщательно вытереть поверхность верхней крышки катушки зажигания, вынуть из ее клеммы провода высокого напряжения, протереть их, высушить внутреннюю полость клеммы, если туда попала вода, и протереть насухо как снаружи, так и внутри крышку распределителя. Положение, аналогичное описанному выше, может возникнуть также после преодоления брода.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

64

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Самотек[/b].

До сих пор, к сожалению, существует крайне опасная практика: при неустойчивой работе двигателя использовать так называемый самотек. Один, другой раз это может сойти с рук и родить беспечность, особенно у начинающих водителей. К чему это в конце концов приводит, мы можем показать на одном примере. Шофер из Кобринского района перевозил пассажиров на автобусе «Кубань». Уже в начале поездки стало ясно, что двигатель автобуса работает неустойчиво, с перебоями. Установить причину не составило большого труда: неисправным оказался бензонасос. Шофер пробовал подкачивать топливо вручную, но этого запаса двигателю хватало на очень короткое время. Приходилось еще и еще раз повторять операцию. И тогда созрело решение прибегнуть к другому способу. Водитель наполнил ведро бензином из топливного бака, поставил его на капот и с помощью шланга применил самотек. Чтобы ведро не опрокинулось, поручил держать его пассажиру.

Трагедия не заставила себя ждать. При первой же попытке запустить двигатель бензин вспыхнул от образовавшейся в электросистеме искры. Пламя молниеносно охватило салон автобуса, пассажиров. Сам шофер с пусковой рукояткой находился в это время спереди автобуса, а двери были закрыты. Державший ведро и еще один пассажир скончались на месте. Четверых пассажиров, получивших ожоги, удалось вытащить через выбитое заднее стекло. Одна из них, школьница, умерла в больнице...

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

65

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Движение авто по городским улицам[/b].

Но вот мотор работает нормально, и мы, наконец, отправляемся в путь. Выедем из города и заправимся, Но выехать из города совсем не просто...


Чем характеризуется движение по городским улицам? Плотными транспортными и пешеходными потоками, обилием дорожной информации, светофоров, регулировщиков, сотрудников ГАИ, чье профессионально строгое отношение к состоянию дел на проезжей части становится своеобразным индикатором поведения водителей, и, наконец, яркими вспышками рекламы в темноте, в том числе зелеными, желтыми и красными, что по-особому ассоциируется в сознании водителя. Советские психологи предложили максимально ограничить применение красного цвета в рекламе на оживленных магистралях. Оказывается, воздействие побочных источников красного света притупляет восприимчивость водителя к запрещающим сигналам. Следовательно, в обеспечении безопасности движения нет мелочей. Тут важно все. Проанализируем названные моменты и уясним их особенности и сложности.

Интенсивность транспортных потоков заключается, но только и даже не столько в арифметическом множестве машин — это само собой разумеется: без большого количества и автомобилей жизнь современного города немыслима. Особенность и сложность в другом: городское дорожное движение — это непрерывные обгоны, перестроения, торможения, остановки, повороты. Сплошной беспрерывный поток несется разве что по «зеленой волне», но и здесь свои трудности: «волна» ограничена временем, скоростью и протяженностью. В зоне ее действия могут появиться недисциплинированные пешеходы (да и недисциплинированные водители — не исключение). Автоматизированные системы регулирования движения, способствующие сравнительно бесперебойному движению, еще очень дороги, повсеместное применение их невозможно, и, естественно, они занимают еще весьма незначительную часть на городских улицах. Поэтому — осторожность и еще раз осторожность!

Post's attachments

Движение авто по городским улицам.jpg, 12.9 kb, 386 x 175
Движение авто по городским улицам.jpg 12.9 kb, 171 downloads since 2013-08-21 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

66

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Переходы[/b].

Переходы могут внезапно появиться в самых неожиданных местах. Причем внезапностью и неожиданностью характеризуется порой их появление и там, где оно определено правилами дорожного движения. Ответственность за критический исход в подобной ситуации целиком ложится на сидящего за рулем. Водитель минует, например, знак «Пешеходный переход». Видя, что улица совершенно пустынна, он не сбавляет скорости. И вдруг откуда ни возьмись на проезжую часть выскакивает человек и попадает под колеса, Водитель оправдывается: все, мол, произошло неожиданно, да и бежал человек, а не шел, как положено. Но ничто не смягчает его вины: он же был предупрежден дорожным знаком, он должен был предвидеть любые неожиданные действия со стороны пешеходов. Есть по этому поводу мудрое изречение: не тот зрячий, кто гору видит, а тот, кто видит, что за горой. Твердо усвойте,: пешеход — не помеха движению, пешеход — полноправный участник движения. 13ы делите С ним проезжую часть — будьте же уважительны и предупредительны к нему, тем более, что на улице и дороге он более беззащитен, чем вы.

Обилие дорожной информации не должно отвлекать вашего внимания от главного. Да, далеко не каждая информация несет полезные вам сведения, необходимые для принятия решения по управлению автомобилем. Если, к примеру, дорожный указатель назойливо направляет вас на каждом перекрестке в гостиницу «Интурист», а она вам совсем ни к чему, научитесь не воспринимать эту (именно Эту, а не другую) информацию. Опытные водители механически, не задумываясь воспринимают только то, что адресовано им (каждому конкретно), регистрируя остальное без «зарубки в сознании».

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

67

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Светофоры[/b].

Светофоры — неутомимые труженики, это они наводят порядок в автомобильной сутолоке. То, что их разноцветные глаза совершенно бесстрастны к складывающейся на перекрестке обстановке, даже хорошо: все перед ними равны. Это же элементарно: красный свет — проезда нет. И вообще, от водителя не требуется все предвидеть, читать мысли других участников движения. В его памяти должны постоянно храниться эталоны поведения в неоднократно повторяющихся ситуациях, ему остается механически следовать этим эталонам. Накопленная ранее информация призвана облегчать работу, ибо она дает импульс в сознание: красный свет — ехать нельзя. Эту информацию не надо обрабатывать: водитель не задумываясь жмет на тормоз, как, не реагируя на стрелку, приглашающую в «Интурист», проезжает мимо. Мы говорим это к тому, чтобы подчеркнуть, как важно воспитать в себе беспрекословную подчиняемость сигналам светофора, это должно быть у вас в крови, как, скажем, привычка умываться по утрам и благодарить за услугу. Й" когда нам рассказывают о столкновении на перекрестке под желтым сигналом светофора, мы закономерно делаем вывод о профессиональной безграмотности водителя, о его бескультурье, неуважении к Правилам дорожного движения. Ведь пункт 6.4 Правил запрещает движение на желтый свет. Светофор — азбука улицы, азбука безопасности. И как любую азбуку усваивают в детстве и на всю жизнь, так и немудреный язык светофора должен стать близким и понятным каждому водителю (разумеется, и пешеходу, но мы ведем разговор с водителями). Он печется о вас, этот неутомимый трехглазый труженик перекрестков. Он требует одного: проезжать перекресток только на зеленый свет.

С регулировщиком (или инспектором ГАИ) проще: он не безмолвный светофор — и талон прокомпостировать может, и оштрафовать, с ним шутки плохи. На регулировщика рефлекс вырабатывается у каждого — тут и говорить, в общем-то, не о чем. В ряде стран на дорогах вместо живых регулировщиков ставят манекены — рефлекс срабатывает безотказно.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

68

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Хороший водитель[/b].

Хорошо знающий город водитель чуть ли не наизусть помнит все препятствия на проезжей части, расположение дорожных знаков, режим работы светофоров, места скопления людей и другие участки своего маршрута, требующие повышенного внимания. Это, конечно, помогает и облегчает управление автомобилем. Хотя и здесь осторожность необходима: знак на перекрестке в любой день может быть заменен другим, по тем или иным причинам вдруг по-иному замигают светофоры да и непредвиденные помехи не исключены.

Общие рекомендации водителям, управляющим автомобилями в плотных городских потоках транспорта, сводятся к следующему. Прежде всего — строжайший контроль за техническим состоянием автомобиля, исправностью узлов и деталей, влияющих на безопасность движения. Поломка, экстренное торможение, внезапная остановка на оживленной улице грозят в лучшем случае «пробкой», задержкой многих машин, их водителей и пассажиров (в том числе и тех, для кого в этот момент дорога каждая минута)» Обычный же итог — столкновение. Разумнее выбирать улицы, не проходящие через центр города, с меньшим количеством светофоров и многолюдных перекрестков, менее загруженных транспортом, помня, что в городе далеко не всегда самый короткий маршрут оказывается самым быстрым и безопасным.

Для водителя город состоит из перекрестков. Перекресток, как определяют Правила дорожного движения,— это территория, образуемая пересекающимися (примыкающими друг к другу или разветвляющимися) дорогами на одном уровне. Перекресток ограничивается воображаемыми линиями, соединяющими внешние границы тротуаров или обочин. Казалось бы, такое четкое определение и существующие правила проезда перекрестка содействуют полной безопасности движения. Но, судя по данным статистики аварийности, перекресток — это место, где наиболее часто возникают дорожно-транспортные происшествия: свыше четверти от общего их количества. И особенно много происшествий случается на нерегулируемых перекрестках, причем самые распространенные из них — столкновения и наезды на пешеходов, наиболее тяжкие по своим последствиям. Как же правильно проезжать перекресток?

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

69

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Осторожность[/b].

Главное — осторожность. Уже издали следите за светофором: нетрудно рассчитать, какой сигнал загорится в нем, когда вы подъедете к перекрестку,— в зависимости от этого и действуйте. И никогда не пытайтесь проскочить перекресток, увеличивая скорость,— здесь и до аварии недалеко.

Что касается светофора, то водителям надо четко усвоить: дополнительная секция (зеленая стрелка), расположенная слева от основного зеленого сигнала, регулирует только левоповоротное движение. Если же дополнительная секция установлена справа, она регулирует как правоповоротное движение, так и в отдельных случаях движение в прямом направлении. Например, на трехсторонних перекрестках с изолированным пешеходным движением можно следовать на красный или желтый сигнал светофора с обязательным пропуском транспортных средств, проезжающих перекресток в других направлениях. На сложных участках движения могут использоваться пяти - и шестисекционные светофоры. У нас в, республике они получили широкое распространение в Витебске. Несмотря на обилие секций, сигналы светофора легко «читаются» и понятны каждому. Перед перекрестками, на которых установлены светофоры с дополнительными секциями, полосы движения, как правило, имеют разметку в виде стрел, указывающих направление движения. Разметка дополняется дорожными знаками, разрешающими движение в определенных направлениях. При отсутствии таких стрел или знаков перекресток можно проезжать» прямо по любой полосе, которую разрешается занимать данному транспортному средству. Таким образом, при зеленом сигнале светофора можно двигаться через перекресток в прямом направлении и по крайним полосам. Если же левый или правый повороты выполняются на стрелку с красным сигналом светофора, то водитель, оказавшийся в момент включения красного сигнала на крайней левой или правой полосе и намеревающийся двигаться в прямом направлении, может ожидать зеленого сигнала. Это важно иметь в виду в том случае, когда нет препятствий транспортным средствам, движущимся на поворот. Если же водитель создает помехи движущемуся сзади транспорту, он обязан немедленно освободить полосу, выехав с нее в направлении, указанном включенной стрелкой.

В Белоруссии пока нет таких автоматических устройств, которые бы самостоятельно переводили работу транспортных светофоров на режим желтого мигания в случае отказа одной из секций. Поэтому от водителей требуется большое внимание, осторожность и четкая ориентация в ситуации, создающейся на перекрестке.

Учитывайте к тому же, что перекрестки — это и места скопления пешеходов.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

70

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Сложные ситуации на перекрестках[/b].

Проанализируем несколько сложных ситуаций на перекрестках, а затем перейдем к правилам их проезда.

На улице, по которой двигалась «Волга», светофоры были оборудованы по принципу «зеленой волны». Проскочив перекресток уже на желтый свет, водитель «Волги» прибавил газу, чтобы успеть к следующему светофору. Впереди него в том же ряду шли «Жигули». Машины быстро сближались, дистанция между ними становилась все меньше. «Ничего, проскочим оба»,—: решил хозяин «Волги». Но он ошибся. «Жигули» подъехали к перекрестку, когда загорелся желтый сигнал. И остановились. А «Волга» остановиться не успела, и произошло столкновение. Кажется, все ясно: виноват водитель «Волги», Однако он пытался оправдываться, когда на место происшествия прибыл инспектор ГАИ. «Жигули» не должны были останавливаться,— утверждал виновный.— Водитель слишком резко затормозил, вот я и не успел среагировать». Прав ли он? Нет! «Волга» двигалась со скоростью 50 километров в час. Следовательно, за одну секунду она проходила примерно 14 метров. Известно, что время реакции водителя плюс время срабатывания тормозов составляют около полутора секунд. Прибавьте к этому длину тормозного пути: на сухом асфальте она равна при такой скорости 16 метрам. Следовательно, сложив все эти величины, мы получим цифру 36. Таков остановочный путь автомобиля. Именно такой должна была быть дистанция между «Волгой» и «Жигулями». Водитель пренебрег старой истиной. Это обошлось ему дорого. Дорого в буквальном смысле. За свой счет он восстановил оба автомобиля. Еще одна «Волга» двигалась по левой стороне со скоростью около 40 километров в час. Впереди по двум правым от нее полосам со скоростью примерно 60 километров в час шли два автомобиля «Жигули». Оба водителя «Жигулей» успели проскочить перекресток на зеленый сигнал светофору. Водитель же «Волги», подъезжая к перекрестку, увидел, что зеленый глазок светофора мигает, и «Волга» достигла перекрестка, когда в светофоре горел уже красный. Движение в прямом направлении она продолжила после смены сигналов светофора. Инспектор ГАИ остановил и оштрафовал водителя «Волги» за нарушение рядности движения. Водитель не согласился с инспектором. «Нигде в Правилах,— доказывал он,— вы не найдете, что на зеленый сигнал светофора нельзя двигаться прямо из любого ряда в данной обстановке. К тому же правые ряды только освободились, и я, если бы даже и попытался перестроиться, просто не успел бы сделать этого перед перекрестком».

Здесь все очень просто. Водитель нарушил требование пункта 10.2 Правил дорожного движения, который требует вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части. Исключением является положение, когда надо повернуть налево или развернуться. В таком положении водитель может занять левую полосу, если даже свободны правые. Правда, так поступают и в том случае, если перед перекрестком нанесена разметка или установлен дорожный знак «Направления движения по полосам». Но ни знака, ни разметки перед перекрестком не было. Таким образом, приближение «Волги» к перекрестку по левой полосе в этой обстановке говорило о том, что ей предстоит поворот налево или разворот. Однако «Волга» не сделала этого, что и явилось нарушением.

Несостоятельным является и заявление водителя о том, что он не мог перестроиться на правую полосу до перекрестка. Вот несложный расчет: автомобили «Жигули» проскочили перекресток, а после этого водитель «Волги» увидел мигающий зеленый сигнал светофора (это продолжалось примерно 2—3 секунды), потом включился желтый сигнал (он горит 3 секунды), и только после этого, когда появился красный сигнал, водитель подъехал к перекрестку и остановился (еще 1 .секунда). Всего, таким образом, набралось 6—7 секунд. За это время «Волга», идущая со скоростью 40 километров в час (около 12 метров в секунду), пройдет 72—84 метра. То есть правые полосы будут свободны на протяжении 70—80 метров. Этого было вполне достаточно, чтобы успеть перестроиться вправо.

Другой водитель «Жигулей» приближался к регулируемому перекрестку. Впереди горел красный сигнал светофора, а по пересекающей улице справа к тому же перекрестку направлялся автомобиль ГАЗ-51 с включенным левым указателем поворота. Когда «Жигули» подъехали к перекрестку (им надо было повернуть направо), ГАЗ-51 уже начал левый поворот. К этому моменту красный сигнал в светофоре сменился желтым, а затем зеленым. Водитель «Жигулей» спокойно продолжал движение, считая, что ГАЗ-51 повернет налево, но он, достигнув центра перекрестка, стал разворачиваться для движения в обратном направлении. Не снижая скорости, «Жигули» двигались своим путем, так как их хозяин решил, что водитель разворачивающегося автомобиля уступит ему дорогу. Ведь «Жигули» по отношению к ГАЗ-51 находились уже справа, к тому же для них горел зеленый свет. Но ГАЗ-51 и не подумал уступать дорогу, автомобили едва не столкнулись. Остановились оба, начали объясняться, но к единому мнению не пришли. Подоспел инспектор ГАИ. Уверенный в своей правоте, хозяин «Жигулей» потребовал наказать водителя машины ГАЗ-51. Однако инспектор был противоположного мнения.

Довольно любопытная ситуация. И наверняка не все наши читатели правильно оценят справедливые действия инспектора ГАИ. Обратимся к той части Правил дорожного движения, которая регламентирует описанную обстановку. Пункт 14.5: «Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде с перекрестка». Значит, водитель автомобиля ГАЗ-51 действовал согласно Правилам. Что же требовали в таком случае Правила от хозяина «Жигулей»? А вот что: «Водитель транспортного средства, движущийся с поперечного направления обязан независимо от сигналов светофора уступить дорогу транспортному средству, завершающему на перекрестке поворот или разворот» (л. 14.6). Значит, независимо от того, что автомобиль ГАЗ-51 приближался слева и двигался на красный сигнал светофора, «Жигули» обязаны были пропустить его. Хозяин «Жигулей» оказался бы прав и не явился бы нарушителем Правил, если бы происшествие случилось на нерегулируемом равнозначном перекрестке. Вот тогда «Жигули», приближающиеся справа, имели бы преимущественное право на движение, а автомобиль ГАЗ-51 после разворота, оказавшись слева, обязан был бы уступить дорогу (п. 15.2 Правил движения). Но ведь перекресток-то был регулируемый. В этом и заключается ошибка владельца «Жигулей».

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

71

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Обязанность пешехода[/b].

Третий водитель посчитал себя обиженным вот почему. Сухая асфальтированная дорога, по которой он ехал на «Москвиче», была свободной, только по полосе встречного движения приближалось несколько автомобилей. До «зебры» — пешеходного перехода, обозначенного широкими белыми полосами, оставалось метров 50, когда сидящий за рулем заметил человека, ступившего на переход. Водитель не снизил скорость в полной уверенности, что пешеход видит приближающийся автомобиль и должен понять, что дальнейшее движение для него опасно. Ведь пункт 3.5 Правил обязывает пешехода, прежде чем перейти дорогу, оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и убедиться в безопасности перехода.

Да, это — обязанность пешехода.

Но пешеход оказался, по мнению водителя, недисциплинированным и не остановился, а продолжал движение, но теперь уже бегом. Видя явную опасность, водитель резко затормозил (свернуть влево на полосу встречного движения у он не мог, там двигались автомобили), но скорость была значительная, переход стремительно приближался, и произошел наезд. Правда, по счастливой случайности автомобиль только слегка задел пешехода, и он отделался легкими ушибами. Но водитель был строго наказан. «Почему я должен отвечать за действия недисциплинированного пешехода, тем более, что не я, а он нарушил Правила?» — недоумевал водитель.

Начнем с того, что должно быть известно всем участникам движения: обозначенный пешеходный переход — это место на проезжей части, где пешеход, не боясь быть сбитым каким-либо транспортным средством, спокойно, не торопясь, может перейти дорогу. На нерегулируемом обозначенном пешеходном переходе (он обозначается широкими белыми полосами, или дорожным знаком «Пешеходный переход», или тем и другим одновременно) преимущественное право на движение предоставляется пешеходу. Об этом предупреждает пункт 16.1 Правил: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, для которых может быть создана помеха или опасность». Значит, если пешеход хотя бы одной ногой ступил на обозначенный переход, водитель любого транспортного средства обязан или снизить скорость движения, или остановиться, чтобы пропустить переходящего улицу человека. И никаких исключений из этого правила нет. А пункт 3.5 Правил дорожного движения предусматривает случаи, когда пешеход переходит проезжую часть за городом или по необозначенному переходу. Но и здесь надо быть очень осторожным и принять все меры к предупреждению наезда.

Как же должен был поступить водитель в данной ситуации? Увидев пешехода, шагнувшего на переход, когда до него было около 50 метров, надо было не надеяться, что человек остановится, а действовать так, как требует в таких случаях пункт 16.1 Правил, то есть тормозить. Далее если предположить, что скорость автомобиля была максимально допустимой в населенном пункте — 60 километров в час, то простой подсчет показывает, что и в этом случае можно было избежать наезда. Водитель не понял существа требований пункта 16.1 Правил, грубо нарушил его и полностью виновен в дорожно-транспортном происшествии. Выходит, что недисциплинированным оказался не пешеход, а водитель.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

72

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Водители и пешеходы на перекрестке[/b].

Водители и пешеходы делят перекресток между собой на равных — здесь их права и обязанности одинаковы: поочередно уступать друг другу дорогу. Однако далеко не все разумно пользуются своими правами, а уж об обязанностях совсем забывают. Разумеется, нельзя обвинять в авариях на перекрестках одних водителей, немалая доля вины ложится и на пеших участников движения.

Видимо, каждый знает немало трагических историй, случившихся по вине недисциплинированных пешеходов. Мы вспомним одну. Ее рассказал один из сотрудников научно-исследовательского института  судебных экспертиз. Случилась она на городском перекрестке. Утром на проезжую часть улицы выбежала собачка. Вдогонку за ней бросилась ее хозяйка. Водитель увидел их в 10—12 метрах перед собой и резко повернул руль влево. Проезжая часть в этом месте имеет ширину всего 7 метров. Машина в одно мгновение очутилась у бордюра разделительного газона, пересекла его, поломала деревья и въехала в кустарник.

«Я увидел в этот момент среди кустов перед собой трех мужчин, нажал на тормозную педаль, но автомобиль остановился в нескольких метрах за тем местом, где находились" люди. Когда я вышел из кабины, обошел кузов машины, то увидел трех пострадавших. Двое из них были мертвы, а третий — без сознания...» — такие показания позже дал водитель.

Долго и скрупулезно расследовалось это дело. Были Допрошены очевидцы, жители близлежащих домов, назначена судебно-автотехническая экспертиза. А потом состоялся суд. Судили хозяйку собаки. В обвинительном заключении следователь доказал, что своими действиями она создала на дороге такую обстановку, когда водитель не имел возможности предотвратить наезд, что маневр влево, предпринятый водителем, был целесообразным. Водитель, спасая женщину от неминуемой гибели, не мог предвидеть что на разделительном газоне находятся люди. Особенно сложная задача стояла перед автотехническим экспертом. Но он справился с ней и доложил суду выводы исследования: остановочный путь автомобиля составлял свыше 30 метров. До пешехода же было всего 10—12 метров, а до пострадавших — около 17. Мог ли водитель объехать «даму с собачкой», не покидая проезжей части улицы, т. е. совершить маневр? Нет. Резкий поворот влево, а затем - вправо неминуемо привел бы к опрокидыванию автомобиля.

Да, виноват пешеход. Но какой вывод могут сделать для себя водители? Этот трагический случай заставляет задуматься о цене мгновенья. А значит — и о реакции. О необходимости держать ее «в форме».

Ни на секунду не отвлекаться, если ты за рулем— звучит до банальности просто. Но, к сожалению, об этой истине вспоминают чаще всего уже после беды. Мобилизованность, готовность к принятию мгновенного решения в любой критической ситуации — это состояние должно быть для водителя обычным. С водителей особый спрос. Не было еще такого, чтобы человек таранил машину — всегда было наоборот. Значит, водителя не должна успокаивать мысль, что он прав, если трагедия произошла. Мы не устанем повторять: осторожность и еще раз осторожность!

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

73

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Особенности проезда перекрестков[/b].

Каковы же особенности проезда перекрестков? Вопрос этот вызывает у начинающих водителей немало противоречивых мнений. Несколько лет назад управление ГАИ МВД СССР дало в связи с этим специальные разъяснения по проезду перекрестков. Это еще раз подчеркивает важность вопроса.

Известно, что на нерегулируемых перекрестках преимущество перед всеми видами транспорта (в том числе и перед трамваем) имеют водители, движущиеся по главной дороге. Напомним, что при отсутствии знаков единственным признаком главной дороги является покрытие проезжей части, а второстепенной — отсутствие его. Если обе дороги имеют какое-нибудь покрытие или обе его не имеют, то такие дороги равнозначны между собой, даже если по ширине проезжей части, а следовательно, по количеству полос движения они отличаются одна от другой — это следует из пункта 15.1 Правил. Вопросы, возникающие на практике, связаны с тем, что по строительным нормам даже грунтовая дорога в 50-метровой зоне перед перекрестками имеет покрытие. Это обстоятельство, однако, не уравнивает ее в правах с пересекаемой. Она остается, разумеется, второстепенной, и водители, движущиеся по ней, должны отчетливо себе это представлять, даже если они и не видят перед собой дорожных знаков «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». Двигаясь по главной дороге, которая на перекрестке поворачивает налево, водитель все равно сохраняет преимущество перед транспортными средствами, въезжающими на перекресток со второстепенных дорог.

На нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог преимуществом пользуется трамвай,— как движущийся прямо, так и поворачивающий налево или направо. Ему обязаны уступать дорогу водители любых безрельсовых транспортных средств (кроме водителей спецмашин). Между со - бой водители безрельсовых транспортных средств решают вопрос о порядке проезда перекрестка, руководствуясь только одним принципом: уступает дорогу тот, у кого с правой стороны оказалась помеха.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

74

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Появление транспорта справа[/b].

Некоторые водители считают, что при появлении справа какого-либо транспорта надо в любом случае останавливаться и ждать, пока он минует перекресток. Это, конечно, так, если их пути могут пересечься по времени или траектории. Если же ширина дороги такова, что водители помех друг другу не создают, то они могут двигаться в намеченных направлениях одновременно. Иначе мы искусственно вызывали бы снижение пропускной способности дорог, а правила стали бы пустой формальностью. Таким образом, при достаточной ширине дороги, когда один из водителей едет прямо, а другой поворачивает или оба поворачивают в разные стороны, они ждать друг друга не должны. Уступая дорогу тем, кто имеет преимущественное право на движение, при знаке «Уступите дорогу» нельзя выезжать на проезжую часть пересекаемого направления дороги. А если нанесена еще и разметка 1.13 (согласно пункту 5.3.1 Правил), то — за линию разметки. В остальных случаях, то есть при отсутствии знаков «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено» и соответствующей разметки, место остановки водители должны выбирать сами с учетом требований, вытекающих из смысла термина «уступить дорогу».

Наконец, при повороте налево или развороте надо руководствоваться не только пунктом 15.2 Правил, но и требованиями, изложенными в пункте 15.5. Поэтому порядок движения через перекресток нерельсового транспорта, одновременно появившегося с трех сторон, определяется следующим образом. Водители легкового автомобиля и автобуса движутся навстречу друг другу. Слева от легкового автомобиля к перекрестку подъехал грузовик. Первым выезжает на перекресток водитель легкового автомобиля, поскольку справа от него нет транспорта, которому он обязан был бы уступить дорогу. В это время может начать движение водитель грузовика, у которого не стало помехи справа. Как только он освободит путь водителю автобуса, тот проедет через перекресток. А затем уже завершит маневр водитель легковой машины.

Описанная последовательность движения зиждется все на том же основном правиле проезда нерегулируемых перекрестков: в процессе движения каждый водитель уступает дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Еще одна небольшая «хитрость» опытных водителей. Выполняя левый поворот на загруженном перекрестке, не спешите с поворотом руля. Пока вы пропускаете встречных водителей, оставьте колеса в положении прямолинейного движения. Это элемент оборонительной тактики. Почему? Потому что, если при вывернутых влево колесах вас ударит сзади другой автомобиль, вы вылетите на полосу встречного движения, и неприятностей не избежать. Кроме того, встав наискосок, вы займете на дороге больше места и увеличите Опасность, так как будете мешать другим водителям.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

75

Re: Наш друг — автомобиль. Советы начинающему автолюбителю.

[b]Правила проезда регулируемых перекрестков[/b].

Несколько слов о правилах проезда регулируемых перекрестков. Разворот на перекрестке при разрешающем сигнале регулировщика требует некоторых разъяснений. Дело в том, что на перекрестках, регулируемых светофором, этот маневр определен пунктом 14.6 Правил, причем разворачивающемуся предоставлен приоритет по отношению к движущимся в поперечном направлении слева от него. В то же время пункт 7.3 Правил не устанавливает при вытянутой вперед правой руке регулировщика очередности движения транспортных средств, приближающихся со стороны груди регулировщика для поворота направо и со стороны его левого бока — для разворота. Как же происходит разъезд водителей в этом случае? В подобных ситуациях регулировщик сам определяет очередность движения и оповещает водителей об этом дополнительными сигналами, понятными им обоим.

Не лишним будет и разъяснение к пункту 6.4 Правил, разрешающему движение на желтый сигнал светофора тем водителям, которые при появлении его уже не могут остановиться перед перекрестком или пешеходным переходом с учетом требований настоящих Правил. Какие здесь имеются в виду требования? Официальное разъяснение гласит: прежде всего требования пункта 14.8 (остановиться перед стоп-линией или знаком 5.33 «Стоп-линия», а если их нет — перед перекрестком, не создавая помех пешеходам), а также пункта 9.7 (запрещено резко тормозить, вынуждая других водителей изменять скорость или направление своего движения, если это не требуется для обеспечения безопасности движения). Именно при невозможности выполнить эти требования (и только в этом случае!) водитель может въехать на перекресток или иной регулируемый участок дороги и продолжить движение даже при включении желтого сигнала светофора. Таким образом, речь идет не только о тех водителях, кого желтый сигнал «застал на перекрестке», как писалось в прежних Правилах, но и об оказавшихся в момент смены сигналов в непосредственной близости от него.

Наконец, если сигналы светофора или регулировщика разрешают одновременно движение трамваю и безрельсовому транспорту, то трамвай, в соответствии с пунктом 14.2, пользуется преимуществом независимо от направления его движения, за исключением случаев, когда следует на стрелку, включенную вместе с красным или желтым сигналом светофора. Применяя это положение, надо иметь в виду, что упомянутое исключение не касается водителей тех нерельсовых транспортных средств, которые движутся попутно с трамваем. Водитель трамвая при стрелке, включенной с красным сигналом светофора, теряет преимущество лишь перед теми, кто движется с других направлений (пункт 6.5). Правило пропустить «помеху» справа действует также на площадях и пересечениях с круговым движением.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.