1

Тема: Коллекционирование номерных знаков

Здравствуйте, Уважаемые!

Представлюсь, зовут меня Петр, я из Москвы. Уже 36 лет я коллекционирую автомобильные и прочие номерные знаки, как современные, так и старые, как советские, так и иностранные. Помимо собственно собирательства я активно интересуюсь историей номеров в период СССР.
Решил рассказать Вам о своей коллекции. Может кого-то заинтересует, какими в разные годы были советские номера. А было их немало типов. Пишу отчасти с целью узнать, возможно у форумчан есть ненужные номера, которые валяются в гараже, мешаются, или просто висят на стенке. Возможно, увидев мою коллекцию кто-то захочет расширить ее - передать номера в дар или продать. Предлагайте.

А пока начнем.
Все, наверное помнят самый последний стандарт советских номерных знаков. По дате введения ГОСТа его называют стандартом 1977 г, по фону большинства номеров - "белыми", или "Олимпийскими", т.к. первые знаки на автомобилях появились лишь к Олимпиаде-80.
В основном, это были белые пластины с черными символами. У автомобилей индивидуальных владельцев номер был таким:

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/210684632.jpg
На фото два номера т.н. "пьяных серий", но об этом я расскажу как-нибудь позже. Т.к. на форуме стоит ограничение не более 1 ссылки в 1 сообщении. придется дробить тему на много сообщений. Не флуда ради...

2

Re: Коллекционирование номерных знаков

У государственного транспорта номера были немного другими:

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/143574101.jpg

Эти два номера одинакового размера предназначались для легковых автомобилей юридических лиц.

3

Re: Коллекционирование номерных знаков

У грузовиков задний номер был "квадратным", примерно таким:

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/211803483.jpg

Здесь же и номер прицепа.

4

Re: Коллекционирование номерных знаков

Были еще тракторные номера и номера тракторных прицепов. Тракторные похожи на прицепные, тоже с усеченными углами снизу, но буквы были меньшего размера. А номера тракторных прицепов имели усеченные углы вверху. Вот пример:

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/212773844.jpg

Номера мотоциклов были тоже почти квадратными, но меньшего размера, чем задние номера грузовиков.

5

Re: Коллекционирование номерных знаков

Уверен, что почти каждый, кто интересуется автомобилями, помнит такие номера или даже застал их.
Но этот стандарт включал и редкие типы номеров, которые, в основном, предназначались для разного рода иностранцев:

http://4put.ru/pictures/max/356/1095151.jpg

Сверху вниз - номер иностранного корреспондента, номер для окончательного выезда автомобиля за пределы СССР (сейчас его российским аналогом является белый транзит с буквой Т в поле слева), номера для нерезидентов и совместных предприятий. Ниже номера на красном фоне - для технических сотрудников посольств и дипломатического персонала. Это уже более редкие номера. Еще был номер серии М на желтом фоне - для представительств инофирм, банков, авиакомпаний. Он появился позже, чем я сделал это фото, у меня уже есть. А вот номера посла - красного, серии CMD с четырьмя цифрами, у меня нет.

6

Re: Коллекционирование номерных знаков

Еще одним редким номером был введенный в конце 80-х знак для легкового спецтранспорта. Власти старались ограничить нецелевое использование легковых автомобилей, сократить (в очередной раз) их число. Решили расширить число автомобилей. имевших особую окраску поверхностей. Например, когда я учился на права в 1989 г, нашей белой Волге, ничем, кроме съемного знака "У" в треугольнике, не отличавшейся от обычных служебных, нанесли желтую полосу, а затем, вместо номерного знака 6289ММЗ выдали номер вот такого вида (уже не помню даже его серии - ММС или ММР).

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/143886877.jpg

7

Re: Коллекционирование номерных знаков

Но и это не самый редкий из номеров (не считая дипломатических). Самым редким по праву считается номер частного грузовика. Введенный в 1992 г., он успел появиться лишь в двух регионах СССР - Хабаровском крае и Свердловской обл. Обратите внимание на квадратный номер серии яХБ, это как раз такой редкий тип:

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/210546532.jpg

Теперь почти все номера обр. 1977 г. проиллюстрированы на фотографиях.

8

Re: Коллекционирование номерных знаков

Но многие помнят о более ранних номерах - "черных". Действительно, этот стандарт знаков был разработан в 1958 г., сами номера выдавались с 1959 г. Они не подразделялись на государственные и для личного транспорта. Поначалу номеров было всего четыре вида.
Передний и задний для автомобилей, прицепной и мотоциклетный.

Комплект автомобильных знаков имел четыре цифры и три буквы. Их можно увидеть на фото выше. Прицепной имел надпись "Прицеп".

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/144218572.jpg

Мотоциклетный был просто поменьше автомобильного.

9

Re: Коллекционирование номерных знаков

Помимо них, существовали еще и дипломатические номера. Но в середине 60-х "ассортимент" знаков был существенно расширен. Появились уже номера "Спорт" и "Проба" (для экспериментальных автомобилей). Пробы были четерыхзначными, а "Спорт" - трех.:

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/144218569.jpg

10

Re: Коллекционирование номерных знаков

Появились номера для тракторов и тракторных прицепов.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/208294900.jpg
Между собой они отличались лишь надписями "тр-р" или "пр-п", а от других номеров - желтым фоном.

11

Re: Коллекционирование номерных знаков

Появились знаки размером всего 15х10 см для мопедов:

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/208294901.jpg

12

Re: Коллекционирование номерных знаков

Вот тут хорошо видно отличие разных типов номеров - велосипедного (о них мы поговорим отдельно), мопедного, мотоциклетного (тракторного) и заднего автомобильного (прицепной был аналогичного размера).
http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/208229447.jpg

13

Re: Коллекционирование номерных знаков

К концу 60х бы изменен типаж дипломатических номеров. На них появился двузначный код страны, а фон знаков был белым.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/210376786.jpg
Такие знаки выпускались серий D - для дипломатов, М - для торговых представительств инофирм и нерезидентов, и К - для корреспондентов. У меня имеются только D.

14 (2014-06-29 23:01:42 отредактировано tank)

Re: Коллекционирование номерных знаков

Были введены металлические знаки для перегона автомобилей с заводов-изготовителей. Они имели двухбуквенную серию и надпись "транзит". Помимо них, выпускались бумажные номера "Транзит" разового применения.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/207850353.jpg

Еще одним редким типом номеров являются знаки серии "ТУР". Обычные номера, но цвет был белым, а символы черными. Наверняка Вы помните такие номера по фильму "Приключения итальянцев в России". Знаки устанавливались на автомобили, сдающиеся в прокат за инвалюту. У меня их в коллекции нет.

На этой ноте я и закончу сегодняшнюю экскурсию в мир советских номеров. Надеюсь, я разместил тему в подходящем разделе. Если нет, приношу модераторам свои извинения. Если у кого-то есть вопросы - всегда пишите, а тех, кто решил помочь чем-то пополнить коллекцию, очень прошу сообщить. Номерные знаки Молдавской ССР или современные, Приднестровья (как позднесоветские, серии МП, так и современные) разыскиваются для коллекции. Интересуют автомобильные, мотоциклетные, тракторные, велосипедные, в общем любые номера. Пишите на почту gib 01 собака bk точка ru (без пробелов, конечно же).

Я же продолжу свой рассказ через пару дней. Спасибо за внимание!

15

Re: Коллекционирование номерных знаков

Сегодняшний наш рассказ о поступлениях последней недели июня.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/213466680.jpg

Все без исключения номера на фото получены по обмену. Главное и важное обновление - новый в коллекции тип российского номера, транзит для тракторов и прочей спецтехники. Бумажный номер, в середине которого надпись "Транзит", в общем-то не является особенно редким, т.к. эти номера выдаются в стране каждый день пачками. Но так получилось, что у меня нет ни одного знакомого тракториста. Помог коллега по увлечению из Зарайска. Такого номера до сих пор у меня не было, а теперь есть. И это радует.
На втором месте номер частного автомобиля редкой основы серии ЦХ из Кемеровской обл. В этой серии было выдано лишь две серии - аЦХ и бЦХ, а до этого в Кемеровской обл. выдавали знаки основы КЕ. Номер имеет повреждение - разрыв у правого крепежного отверстия, поэтому залеплен скотчем. Из этого же региона и тракторный КА, а ЮН и ЮР - серии спецтехники Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР.
Далее отметим два прицепных номерных знака обр. 1958 г. из Рязанской (РН) и Сталинградской (СЩ) обл. Три задних номера от грузовиков - из Кемеровской, Волгоградской обл. и Чечено-Ингушетии. Еще один номер легкового автомобиля индивидуального владельца из Магаданской обл. У меня такой уже был, но этот лучше состоянием. 
Единственный в этот раз иностранный номер из Сингапура. Второй тип сингапурского знака в коллекции.
Вот и всё, о чем можно пока рассказать.
Как я уже писал, коллекционированием я занимаюсь давно. И раз в полгода подвожу итоги своей деятельности. Собираюсь это сделать и по состоянию на 1 июля. Но не все посылки, отправленные до этой даты, еще получены, поэтому итоги на 1 июля подводить будем даже не в следующий раз, а через две недели.
Всем всего хорошего! Пишите, если у Вас есть лишние ненужные номера!

16

Re: Коллекционирование номерных знаков

В Бразилии сейчас проходит чемпионат по футболу. Не знаю, как там обстоит дело с транспортным обеспечением, но дело это сложное. Может быть, существуют какие-то особые номера для автомобилей организаторов, как было в Казани на Универсиаде и при проведении в СССР Олимпиады-80. Давайте вспомним события тех времен.

Игры Олимпиады проходили в пяти городах СССР: Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине. В условиях тогдашнего двухполярного мира Олимпиада должна была показать гостям СССР все преимущества социалистического строя. В связи с этим подготовка к Олимпиаде проводилась по всем фронтам – построено с нуля 22 ед. новых спортивных сооружений, гостиница «Космос», аэропорт Шереметьево-2, капитально отремонтировано асфальтовое покрытие Минского ш. на участке до Дорохово, по которому проводились гонки велосипедистов на 101 км, закуплено большое количество различного оборудования для сплошного досмотра прилетающих пассажиров, подготовлены переводчики, организована работа телецентра, организовано транспортное обслуживание автомобилями и автобусами членов иностранных делегаций, построена Олимпийская деревня, ставшая впоследствии одним из престижных жилых районов Москвы.
Основные виды соревнований проходили в Москве и окрестностях – у конно-спортивного комплекса Битца для проведения соревнований конников даже построили мини-деревню для проживания участников. Также были задействованы спортивные объекты в Подмосковье, например соревнования стрелков, открывавшие Олимпийские игры утром 19 июля, проводились на стрельбище в Мытищах. Часть соревнований проходила в Ленинграде, Киеве и Минске. Там состоялись отборочные матчи футбольного турнира. В Таллине проходила парусная регата. Это был единственный город помимо Москвы, где разыгрывались и вручались медали. Там даже был собственный талисман – тюлененок или морской котик Вигри.
В связи с вводом советских войск в Афганистан в конце 1979 г. Олимпийские игры бойкотировали команды многих западных стран. Кто-то приехал на уровне своих олимпийских комитетов или же вообще самостоятельно, проигнорировав запреты. Поэтому стран-участниц было относительно немного, примерно на 10 меньше, чем на играх 1976 г. в Монреале. Но даже при этом на Олимпиаде было установлено наибольшее количество спортивных достижений из всех олимпиад – рекордов олимпийских игр, мира, Европы (36 мировых и 74 олимпийских рекорда), некоторые из которых на момент написания этой книги не перекрыты.
Пребывание граждан в Москве на этот период было ограничено. Были отменены все туристские экскурсии в Москву из других городов, въезд иногороднего транспорта в Москву был закрыт на дальних подступах, детей и подростков из Москвы отправили в лагеря и стройотряды. В период проведения Олимпийских игр Москва была практически полностью закрыта для лиц без московской прописки, кроме организованных групп болельщиков, а часть неблагонадежных элементов была из Москвы вывезена.
Для охраны общественного порядка были мобилизованы курсанты школ милиции и привлечены приданные силы милиции из других городов СССР. Общее руководство режимом осуществлялось на уровне КГБ СССР, но основную роль в организации непосредственной работы по допуску на объекты Олимпиады, созданию и эксплуатации технических средств обеспечения охраны сыграло Главное управление вневедомственной охраны МВД СССР. Именно на ГУВО возложили «обеспечение безопасности чле¬нов олимпийской команды, гостей и некоторых других категорий лиц путем предупреждения и пресечения попыток проноса/про¬воза на территорию олимпийских объектов оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могли быть использованы для совершения террористических и других экстремистских акций или для дезорганизации работы Олимпиады-80».
Итогом стало практически полное отсутствие не только преступлений и террористических актов, но и фактов нарушения правопорядка в Москве в период Олимпиады.
Большую роль в отличной организации игр сыграло четкое транспортное обеспечение. С этим были связаны определенные трудности. Например, на церемонии открытия и закрытия игр следовало доставить не только около 100 тысяч зрителей, но и более 25 тыс. участников-членов делегаций и обслуживающего персонала. Пользование иностранными гостями метрополитеном было признано нежелательным для исключения самостоятельных поездок иностранцев по столице. Предполагалось в основном использовать автомобильный транспорт.
Для перевозки участников соревнований из других городов в Москву прибыло множество автобусов (по некоторым данным до 4000 машин и 12000 водителей), среди которых выделялись новые бело-зеленые ЛАЗы. Стоянки автобусов организовывались близ основных олимпийских объектов и мест проживания участников, были созданы специальные маршруты следования олимпийского транспорта. Привлечены дополнительные автомобили-такси из других городов. Для бесперебойного транспортного обслуживания ввели специальные режимные зоны и выделенные полосы для автобусов с участниками игр, а также специальные стоянки с ограничением доступа в непосредственной близости к спортивным объектам.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885763/xlarge/212826867.jpg

17

Re: Коллекционирование номерных знаков

Собственно транспортное обеспечение Олимпийских игр началось задолго до самой Олимпиады. На пути от Олимпии до Москвы была организована эстафета Олимпийского огня. Участники эстафеты – прославленные спортсмены, а также спортсмены-любители, пробегая дистанцию 1000 м, передавали огонь друг другу. Участников эстафеты было около 5000 человек.
Организация эстафеты потребовала участия специально подготовленных автомобилей. Хотя факелы были рассчитаны на работу в проливной дождь и шквальный ветер, в микроавтобусах сопровождения имелось несколько резервных источников Олимпийского огня. Их горение поддерживалось непрерывно с момента старта в Олимпии. Микроавтобусы сопровождения эстафеты Олимпийского огня, получившие заводской индекс РАФ-2907, были основательно переделаны, т.к. их скорость не превышала 30 км/ч. Были усилены радиаторы, установлены электровентиляторы обдува радиатора и переделан пассажирский отсек. Почитайте статью Сергея Костикова «Транспортное обслуживание Олимпиады», если хотите узнать больше подробностей.
Примерно за два месяца до игр автомобили сопровождения Олимпийского огня были показаны на пресс-конференции. Три микроавтобуса РАФ и одна Волга ГАЗ-24 имели специальную золотисто-белую окраску. В тот момент на всех автомобилях были установлены стандартные номерные знаки с черным фоном. В колонну входил и специальный автобус ЛАЗ-5255 (известно, что его номерной знак на черном фоне был 17-96лвю).
Автомобилям предстояло сопровождать эстафету протяженностью около 5000 км из Олимпии в Москву по территории Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Из Москвы огонь доставляли в другие города проведения Олимпиады. Хотя маршрут проходил через Киев, формально олимпийский огонь туда доставили 19 июля по железной дороге после официальной встречи в Москве.
К Олимпиаде приурочили выход в свет номерных знаков нового стандарта, изготовленных по ГОСТ 3207-77. Это номера на белом фоне большого размера, состоящие из четырех цифр и трех букв. Считается, что первыми номерами нового стандарта были знаки серии «ОЛМ». Сокращение от слова ОЛиМпиада, на этих номерах подчеркивало назначение автомобилей, на которых номера закреплялись. Но первые номерные знаки на белом фоне получили машины из сопровождения эстафеты, которые отправились в Олимпию еще до начала игр. Их черные номера были заменены новыми белыми однострочными знаками. Из фоторепортажей известны номера двух РАФов из трех – 0102МОА и 0103МОА. Но это не номера ОЛМ! Вероятно, номер 0101 тоже был установлен на третий РАФ, который был представлен журналистам на пресс-конференции, но этот автомобиль не мелькает в кадрах.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885763/xlarge/212826870.jpg

18

Re: Коллекционирование номерных знаков

Невозможность использования номеров серии «ОЛМ» была связана с необходимостью выезда на автомобилях за рубеж. В таком случае согласно «Конвенции о дорожном движении» на автомобиле должны быть номерные знаки, буквы которых совпадают с латинскими. Дополнительным подтверждением этой версии служат установленные по правилам конвенции на задних бортах микроавтобусов овальные отличительные знаки SU. А серия «ОЛМ» с кириллической «Л» конвенции не соответствовала и могла применяться лишь внутри страны.
От границы СССР эстафета была усилена автомобилями сопровождения ГАЗ-24, часть из которых была перекрашенными в золотисто-белые цвета милицейскими автомобилями с полным набором спецсигналов. Они обеспечивали проезд колонны по территории СССР до Москвы. Эти «Волги» были из 10-го отделения ГАИ ГУВД Мосгорисполкома, специализацией которого было эскортирование при проведении спецпроездов и сопровождение организованных автоколонн. Также в сопровождении олимпийского огня принимали участие автомобили ГАЗ-24 и 24-02. И вот уже на этих автомобилях появились знаменитые номера серии «ОЛМ» с 3412 по 3423. Часть автомобилей, непосредственно задействованных на играх, имели стандартные черные московские номера.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885763/xlarge/212826886.jpg

19

Re: Коллекционирование номерных знаков

Какие функции исполняла специальная серия «ОЛМ» на номерных знаках? Какие преимущества получали такие автомобили? Какими нормативными документами регламентировалась выдача номеров серии «ОЛМ»? На некоторые эти вопросы ответов у меня пока нет. В поисках истины я разыскал ветерана службы вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы Владимира Владимировича Лепешкина. Несколько лет назад им была опубликована статья «Как мы охраняли Олимпиаду». Удалось получить от него ценные сведения.
Известно, что в связи с организацией доступа на олимпийские объекты разного уровня были определены две основные группы: лица, имеющие официальный олимпийский статус, обслуживающий и иной персонал из числа советских граждан. Последние имели пропуска на вход по всему объекту, или лишь на определенные территории объекта. В.В. Лепёшкин писал, что для контроля автотранспорта у олимпийских объектов было создано 73 КПП. Они регулировали доступ на территорию олимпийских объектов и проводили досмотровые мероприятия. Первоначально я полагал, что различные серии номерных знаков могли использоваться для облегчения работы этих КПП, и с целью разграничить уровень пассажиров, перевозимых в транспортных средствах. Это могло упростить допуск одних транспортных средств на стоянки у олимпийских объектов, и не допустить туда другие. Но В.В. Лепешкин в нашем разговоре опроверг эту точку зрения. Он четко указал, что основным документом для допуска автомобилей на территории олимпийских объектов были пропуска разных уровней. И на инструктажах с сотрудниками, осуществлявшими въездной контроль, особо обращалось внимание не придавать значения тем или иным номерным знакам автомобилей, пытающихся попасть на территорию олимпийского объекта. Основанием мог быть только пропуск на автомобиль и пропуска его пассажиров.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885763/xlarge/212827018.jpg

Также В.В. Лепешкин однозначно отрицал существование хоть каких-то межведомственных документов, на основании которых могли быть выпущены номерные знаки серии «ОЛМ». Именно он со стороны ГУВО курировал в штабе организации игр подготовку нормативной документации. Ответственным по линии ГАИ был генерал милиции Храпов. И если бы совместный приказ служб МВД относительно особых полномочий номерных знаков существовал, Лепешкин знал бы это.

20

Re: Коллекционирование номерных знаков

При такой постановке вопроса номера могли зародиться только по инициативе и внутри структур ГАИ. Основная роль весьма ограниченного числа номеров ОЛМ – выделить транспорт оргкомитета олимпийских игр от другого служебного транспорта с целью меньше проверять такие автомобили при движении по городу и на въездах. Наличие номера «ОЛМ» служило своеобразным пропуском для сотрудников ГАИ, которые внимательно проверяли на въездах в Москву остальной транспорт. Введение знаков особой серии убивало двух зайцев. Экипажи автомобилей с номерными знаками серии «ОЛМ» нового дизайна существенно меньше «страдали» от проверок, а инспектора ГАИ могли сразу опознавать спецмашины оргкомитета и обеспечивать им беспрепятственный проезд.
Известно, что в Москве одних автобусов, занятых на перевозках по маршрутам непосредственно участников игр, было 550 единиц, а легковых автомобилей для перевозки делегаций 370 единиц. Но номеров серии «ОЛМ» в полном объеме на все автобусы не было выделено. По некоторым данным на часть автобусов, связывавших спортивные объекты и места проживания гостей были выданы номера 70- и 72МОА (тип 3). На зеленых ЛАЗах стояли, в основном, номера сотни 40ОЛМ, причем сотня 40 была с задним двухстрочным номером.
Но есть свидетельства, что сериями «МОА» и «ОЛМ» перечень новых номеров для обслуживания Олимпиады не ограничился. Существует свидетельство А. Богомолова о номерах серии «МЕБ» на автомобилях-такси, и пока неподтвержденная информация о номерах серии «МОО». А. Богомолов вспоминает, что после Олимпиады все белые номерные знаки были заменены обратно черными. Номера серий «МЕБ» и «МОА» после 1981 г были выданы полностью, а в серии «МОО» было выдано буквально считанное число номеров.
Пока непонятно, сколько номерных знаков «ОЛМ» было выдано в период проведения Олимпиады. Известно, что сотни с 29 по 32 были выданы в Минске, 33 – в Таллине, 34 и 40 в Москве. Возможно, эта информация неполная и я буду благодарен за любые дополнения.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/212826925.jpg

К сожалению, мною не установлены серии номерных знаков автомобилей, принимавших участие в эстафете олимпийского огня и обслуживании олимпийцев в Киеве и Ленинграде. Известно лишь, что там тоже были новые номерные знаки. Возможно, у кого-то из читателей найдутся фотографии автомобилей УАЗ-469 со встречи олимпийского огня в Киеве, на которых видны установленные номерные знаки. Также интересует ситуация по Ленинграду. Там в церемонии транспортировки олимпийского огня, благодаря длинной базе и отличной плавности хода, необходимой для качественной телетрансляции, использовались открытые автомобили ЗИС-110, применявшиеся для военных парадов, и передних номерных знаков на них не было вообще. Существуют непроверенные свидетельства, что обслуживание олимпийских команд происходило на автобусах с номерами на белом фоне, но фотоподтверждений у меня нет. Был бы очень благодарен за них. А может у кого-то найдутся номерные знаки серии «ОЛМ»? Пишите.
Судьбы номеров серии «ОЛМ» сложилась по разному. В Москве эти номерные знаки после завершения Игр больше никогда не появлялись. А вот в Таллине и Минске оставшиеся на хранении пластины были выданы повторно в период активного развала СССР, когда под руку попадало всё, что только можно было выдать. В Таллине было выдано не более 100 номеров сотни 33, но их век был недолог. После внедрения национального стандарта номерных знаков советские типы быстро вывели из обращения. В Минске некоторые из четырех сотен выданных примерно в 1992 г. номеров серии ОЛМ можно встретить на автомобилях до сих пор.
В коллекции автора имеются номерные знаки серии «ОЛМ» сотен 30, 31 и 33 (Минск и Таллин). Хотелось бы найти недостающие 29, 32, 34 и 40.
Мы вернемся к Вам в субботу с новым сообщением о новинках в коллекции.

21

Re: Коллекционирование номерных знаков

В очередном обновлении коллекции есть знаки, которыми можно смело похвалиться. Хотя обычный читатель, скорее всего, не обратит внимания на два белых номера для индивидуальных владельцев. А именно они являются для меня наиболее желанными из номеров, поступивших на этой неделе, даже несмотря на вторую "бомбу" в виде заднего номерного знака Чкаловской (Оренбургской) области обр. 1946 г. и третью в виде неизвестной ранее серии мотоциклетного номера "зу", которая, как оказалось, выдавалась не только на автомобили в Саратовской обл. Что характерно, ВСЕ номера на этой неделе имеют отношение или к ретро-автомобилям, или к их владельцам, помогшим мне их найти. Итак, по порядку:

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/213494428.jpg

Чем же так интересны два белых номера серий дОА и лББ? Дело в том, что также как и упоминавшиеся ранее серии Запорожской и Житомирской обл. Украинской ССР жЗН, нЖБ и нЖЖ, существовали и непонятно откуда взявшиеся серии в России. Таких серий не было в регионах, где номера выдавались. Я думаю, появились они по-ошибке, из-за ручного заполнения документов на производство номеров.
Украинских номеров сохранилось существенно больше - на Украине со времен 50-х годов более лояльно относились к сохранению старых номерных знаков. Даже номера 1946 г, которые очень сложно найти в России, на Украине можно встретить на ходовых автомобилях. А уж про номера обр. 1977 г ("белые") и говорить нечего. Но в России ситуация сложнее. Принудительная замена номерных знаков старых образцов проводилась дважды. В некоторых регионах, о чем я уже писал, побежали впереди паровоза, и завершили замену советских номеров уже к 1995 г., хотя приказом МВД это было предписано сделать с 1993 по 2000 г. Примерно в 1996 приказ отменили, и там, где к номерам относились лояльно, номеров осталось много. Но в целом ряде областей и республик советские автомобильные номера изничтожены как класс. Каждая находка автомобильного номера Новгородской, Липецкой обл., Марийской, Удмуртской АССР и некоторых других регионов радует. С мотоциклетными, тракторными и прицепными ситуация полегче.
Так вот, российских серий, возникших ниоткуда, три: чРА в Ростовской обл., лББ в Башкирии и дОА в Оренбургской обл. И если в основах "РА" и "ОА" существовали еще 1 - 2 серии с другими первыми буквами, предназначенные для выезда за рубеж, то лББ является единственной в основе "ББ". Более того, дОА выдавалась в далеком 1984 г, а лББ - в период 1984 - 1987 г. Это резко усложняет поиски по сравнению с сериями, выдававшимися в начале 90-х, т.к. число перерегистраций за 7 - 10 лет увеличивалось.
чРА мне удалось найти около года назад. А вот на поиск лББ и дОА ушло около двух лет. Я говорил об этих номерах всем своим знакомым, проживающим в Оренбуржье и Башкирии, и постоянное мое зудение дало результат. Буквально с разницей в 5 дней я получил оба этих номера и могу закрыть вопрос с двумя редкими сериями России. Ура!
Появление этих двух номеров, да еще и практически одновременно, затмило другое событие. Один любитель автомобилей ГАЗ-69 приобрел легендарную Полуторку - ГАЗ-АА. Непонятно как, но на ней сохранился номерной знак обр. 1946 г.! И этот раритет сразу был отправлен Вашему покорному слуге в подарок. Давненько я не видел автомобиля, на котором номер сохранился с 40-х - 50-х годов. А грузовой автомобиль, дошедший до 2014 г. с таким номером я вообще не упомню! Причем автомобиль достаточно живой, восстановимый, хотя и потребует длительной комплектации. Да что я говорю, зайдите на газ69.ру, там будет или уже есть тема счастливого владельца, тов. МММ. Ему можно, кстати, предложить запчасти, если у Вас что-то есть от ГАЗ-АА. Я очень благодарен Марату за подаренный номерной знак!
Так совпало, что несколько номеров я получил в подарок от другого владельца газ-69. Это комплект Кабардино-Балкарской республики серии (кби) и задний Северной Осетии (сеж). Нельзя не упомянуть комплект номеров 99-99тюм. Догадайтесь, с какой он машины? Ну конечно бог любит троицу, и номера висели на ГАЗ-69! 
Из других номеров отмечу задний мотономер Саратовской обл. Первое подтверждение, что серия "зу" выдавалась на мотоциклы, это четвертая саратовская мото-серия номеров обр. 1946 г.
Транзитный номерной знак Новосибирской области удивил меня двумя вещами - комбинированной печатью (серия напечатана типографским способом, а номер оттиснут чернильными штампами вручную) и своим размером, вполовину от обычного размера бумажного советского транзита.
Татарстанские номерные знаки в коллекции уже были, но приход такого номера - всегда удача. Я пока тут про них не писал. Исправимся в середине недели. И про турецкие номера не писал. Не было возможности - в коллекции имелся единственный номерной знак из Турции, правда с автомобиля российского посольства. Но теперь я получил несколько знаков от ... по слогам: вла-дель-ца ГАЗ-69 из Турции, участника газ69.ком!!! smile)) Номера отличаются исполнением - наличием и отсутствием голограмм в светоотражающий пленке и еще небольшими нюансами.
Осталось рассказать лишь про несколько номеров. Прицепной номер 16 региона (Татарстан) не представляет особого интереса, кроме того, что у меня, как оказалось, не было такого исполнения российского прицепного номера. Существует три исполнения бесфлагового номера типа 2 - на стальной пластине крашеный, на алюминиевой пластине крашеный, на алюминиевой пластине со светоотражающей пленкой. Вот он-то у меня и появился на этой неделе. Два небольших знака - номера легковых извозчиков из Санкт-Петербурга на 1910 и 1914 г. А маленький черный номерок - мопедный из Ленобласти. Черный комплект (серии лпл) из Липецка улучшил состояние только недавно появившихся в коллекции липецких автономеров обр. 1958 г. 
Теперь мы завершили обзор новинок. На следующей неделе я очень надеюсь получить запаздывающую посылку с Украины и смогу рассказать об итогах полугодия. До новых встреч! Пишите в личку!

22

Re: Коллекционирование номерных знаков

На этой неделе коллекция снова пополнилась.
http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/213548776.jpg
В ней появились несколько новых регионов, в том числе бесфлаговый 33. За кадром осталось улучшение качества некоторых российских номеров, которое также произошло благодаря тому же человеку. Спасибо! Но самый важный вклад по региональным номерам России был внесен одним моим коллегой по увлечению, благодаря которому закрылся один из наиболее редких российских регионов - 84. Вообще, самым редким до недавнего времени был регион 82 - всего две серии номеров были там выпущены, пока он существовал. Но теперь этот регион снова в строю и выдается в другом месте. Причем восстановление выдачи 82 региона произошло отчасти благодаря Вашему покорному слуге. Когда в Москве заканчивался 197 регион, и не было понятно, что будет дальше, я предложил одному сотруднику ГАИ России, который и занимается вопросом номерных знаков, идею - отдать Москве 82 региона, номера которого выдавались в Корякии в крайне незначительном количестве. В тот момент эту идею отбросили, но видимо, мои доводы запомнили. Теперь номера 82 региона, за исключением двух выданных в Корякии серий, снова производятся.
Так вот, 84-й регион после этого стал самым редким. Серий там было несколько больше, чем 2, но всего ничего. И мне удалось раздобыть, благодаря коллеге по увлечению, как флаговый, так и бесфлаговый тип этого региона! Отлично!
На этой неделе отлично пополнилась Тюменская обл. Это один из читателей темы прислал в подарок посылку, а в ней килограмм 5 номерных знаков! Теперь будет чем меняться, а коллекция благодаря этому пополнились двумя типами черных номеров отсутствующей тюменской серии "тм_" (была "тю_" и выездная "тсн"), и номерными знаками на белом фоне. Причем знак серии ТЮБ совмещает первый тип шрифта цифр и второй - букв. Такое попадается очень редко.
Безусловно надо отдать должное еще одному человеку. Около полугода назад один из читателей, живущий в Челябинской обл., продавал свой автоприцеп. Но номер при этом он сохранил, ведь за не сдачу знаков штрафов нет. Поэтому можно порадовать автора темы очередным сохраненным для его коллекции номерным знаком. Пришлось долго ждать оказии, т.к. номера отправить долго не было возможности. Но один участник с газ69.ру помог забрать номера и отправить их мне. За это время один номер стараниями читателя превратился в штук 6, часть из которых пополнила обменный фонд, а мотоциклетный номер "чес" попал в коллекцию. Спасибо, ребята!
Мопедный номер Тульской обл. расширил число имеющихся типов - их стало 10 из 19 нужных. И в довершение, был найден комплект черных номеров Ивановской обл. Состояние их плохое, но переднего в коллекции не было. Так что пусть будут, а потом будем искать хорошие.
Вот так прошла неделя. Но у меня уже есть новости. Благодаря состоявшимся сегодня ралли ретро-автомобилей "ГУМ-классик", на которые приехали мои друзья из Питера, коллекция пополнилась велосипедным и задним грузовым номером, а известный авто-журналист Сергей Канунников, вернувшись из командировки в Ригу, порадовал автора темы очень редким латвийским номером. Но обо всем этом на следующей неделе.

23

Re: Коллекционирование номерных знаков

В нашей коллекции число номеров все больше и больше. На этой неделе, к сожалению, ни одного предложения из Интернета, однако старые связи и друзья не остались безучастными. Благодаря им - наш сегодняшний рассказ.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/213583913.jpg

Для начала о самом редком номере недели. Несмотря на мою любовь к номерам СССР, это номерной знак Латвии серии IZM. Это сейчас Латвия осталась без своего автомотостроения. Но когда-то в Латвии работал крупный автобусо-строительный завод РАФ, а также завод, в переводе на русский называвшийся "Красная звезда", который собирал мопеды "Рига". После введения национальных номерных знаков небольшое число номеров было нужно для использования на опытных и экспериментальных автомобилях, которые пытались выпускать на РАФе. Для этих случаев ввели особые номера серии IZM, выпущенные в очень небольшом числе (думаю, их где-то 50 штук).
Автор этих строк имел в собственности микроавтобус РАФ-977Д 1968 г. выпуска довольно редкой 6-оконной модификации, который в прошлом году покинул Россию и переехал на историческую родину. Новый хозяин автобуса Янис обещал мне, взамен выданных ему запасных частей, разыскать номер серии IZM. Обещание он свое пока не выполнил. Но неожиданно я получил такой номер в коллекцию благодаря поездке в Ригу Сергея Канунникова, журналиста журнала "За рулем". Я даже не задумывался о том, что итогом его трехдневной поездки будет отыскание такого редкого номера, но тем не менее я получил именно второй по редкости, после номера Президента Латвии, номер республики. Спасибо Сергею!
Еще одной неожиданной находкой было отыскание двух московских знаков серий "ММН" и "МММ". Казалось бы рядовые номера. Но дело в том, что серия "МММ" была третьей и весьма редкой серией для легковых такси, а "ММН" - второй, и также более редкой, серией московских маршрутных автобусов.
Вполне ожидаемым был привоз в Москву из Питера двух номерных знаков - велосипедного на 1957 г. и заднего для грузовых автомобилей серии СРВ, правда он весьма ржавый. Этот номер подарил один из любителей старых автомобилей на фотографиях, спасибо ему!
И самое значительное расширение региональной представленности произошло благодаря получению из Кургана семи номеров, закрывших 6 отсутствовавших типов по этой области. Теперь число типов Курганской обл. в коллекции выросло с 6 до 12. Похоже, что собраны все типы белых номеров (обр. 1977 г). Все опрашиваемые мною люди не подтверждают, что в Курганской обл. была т.н. "спецсерия", т.е. белые номера для государственных легковых автомобилей с буквами впереди цифр. Если что-то видел такие номера, дайте знать. Пока этот вопрос остается открытым.
В общем, процесс постоянно идет. Уже известно, что на той неделе в коллекции появится еще несколько интересных знаков Латвии, Тувы, а может быть и чего-то еще? Но об этом в свое время - через неделю. Пишите, если можете помочь чем-то. Спасибо.

24 (2014-08-09 21:15:10 отредактировано tank)

Re: Коллекционирование номерных знаков

Продолжаем наш Интернет-сериал. Сегодняшняя серия проходит под знаком Латвии.

http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/213620174.jpg

Больше всего на неделе было номеров Латвийской ССР, которые накапливались в Риге, а потом с оказией были переданы мне. Это знаки серия ля и лм обр. 1946 г, нВР 1977, а также из Риги пришли номера спецтехники серий яф и яц, относящиеся к Государственному комитету лесного хозяйства при Совете Министров СССР.
Радует состояние комплекта 1946 г. серии "ля", который заменил другой комплект в состоянии похуже. Передний номер лм 1946 г., конечно не очень хороший, но на следующей неделе я покажу, какие вообще могут быть плохие номера обр. 1946 г. Номер автомобиля индивидуального владельца нВР (серия для выезда за границу), также не идеальна, но лучше того номера серии, который был прежде в коллекции.
Получен мотоциклетный номер Тувинской АССР, который расширил число имеющихся типов этого региона до шести. Удалось, совершив трехсоткилометровый марш-бросок, пополнить коллекцию комплектом номеров Алма-Аты (серия атм). Ну и о самом интересном пополнении - показавшийся подготовленному пользователю странным номер с единственной буквой "А". Это внутризаводской номер ЗИЛа для электротранспорта. Впервые я узнал о таких номерах два года назад, и лишь теперь удалось найти в коллекцию подобный знак.
Таким образом, прошедшая неделя была богата пополнениями, но не сильно расширилась. Большинство номеров лишь улучшили состояние имевшихся типов.
И в заключение расскажу о новых номерах на просторах бывшего СССР. Таких знаков в коллекции автора пока нет.
30 июня в Литве внесены изменения в действующий стандарт номерных знаков. Приказом 1V-445 внесены изменения в приказ №260 от 25 мая 2001 г. "Правила регистрации автотранспортных средств и прицепов". Этим изменением утвержден новый тип номерного знака - для ретро-автомобилей.
19 апреля 2008 г литовской ассоциацией "Ретромобиль" была организована научно-практическая конференция о ретро-автомобилях как части истории транспорта, после которой было принято решение добиваться изменения стандарта номерных знаков.
Номерной знак изготавливается на пластине со светоотражающей пленкой коричневого цвета и имеет формат Н12 345, где Н - History (Исторический), 12 - последние две цифры года выпуска автомобиля (12 = 1912), 345 - порядковый номер.
Номерные знаки ретро-мотоциклов не будут иметь символа "Н".
Автомобили, получающие номерные знаки, будут проходить определенный отбор с целью проверки аутентичности. Вместе с утверждением типа номерного знака определен и перечень требований, при соответствии которому автомобиль получает особый номер.

http://www.retromobile.lt/images/stories/03_Vertinimas/valst.zenkl.%20numeriai%203.jpg

Литва стала последней из трех прибалтийских республик бывшего СССР, где введены особые номера для ретро-автомобилей. В Эстонии номерные знаки имеют черный фон с белыми символами, причем размер пластины может зависеть от формата места установки номерного знака. Номерной знак с порядковыми цифрами 001 получил автобус "Икарус" 50-х годов, который автор этих строк имел возможность лицезреть на выставке ретро-автомобилей в Латвии в 2008 г. "Юрмала-ретро".
В Латвии номерные знаки ретро-автомобилей не имеют различий от стандартного образца, но используется особая серия VS.
Пока число знаков в Эстонии не превышает 200, а в Латвии - 1000 шт. (хотя, есть вероятность, что их число существенно меньше, но комбинации цифр типа "777" выбирались в первую очередь).
В России закон о ретро-автомобилях пока даже не находится в стадии обсуждения. Лет через 10, может быть, наступит и наша очередь.

По данным с мест, с 6 августа в Армении начата выдача номерных знаков нового стандарта. На номере имеется изображение флага, изменен шрифт. Старые номера пока остаются действительными.
Как говорится в официальном пресс-релизе полиции Армении, постановление принято на основе изменения в Решении правительства Республики Армения № 1251-Н от 9 сентября 2010 г.
http://gib01.users.photofile.ru/photo/gib01/115885691/xlarge/213610245.jpg

Вот такие новости в номерном мире.

25

Re: Коллекционирование номерных знаков

Сегодня наше сообщение выходит четко по графику. Правда, я не могу похвастаться множеством обновлений. Их было всего два и основную массу новых номеров на этой неделе составили знаки, поступившие из Латвии. Их легко определить по первой буква "Л".

http://content.foto.my.mail.ru/bk/gib01/251/h-253.jpg

Копились они довольно долго - несколько месяцев. Примерно столько же номеров теперь пополнило обменный фонд, но знаки оттуда расходуются не так часто, как хотелось бы.
Основную массу номерных знаков составили номера прицепов обр. 1958 и 1977 гг. К сожалению, черные номера имеют коррозионные повреждения. Их реально отреставрировать, применив "холодную сварку", чем мы займемся когда делать будет совсем нечего. А пока мне есть чем заняться. Так вот, раньше у меня был всего один черный номер прицепа Латвийской ССР, серии "ем". Серий на "л" не было, а теперь появились - причем закрылись все четыре существовавших тогда серии. Белые прицепные номера "ЛЛ" и "ЛМ" наоборот, очень хорошего состояния. У меня был лишь "ЛК", осталось найти "ЛА" и "ЕМ".
Сбоку от них знаки трактора и тракторного прицепа обр. 1977 г. Как ни странно, у меня трактора такого типа из Латвии не было. Этот первый и закрыл отсутствующий типаж республики. И хотя краска с него полностью слезла, наверное это наиболее ценный со стратегической точки зрения экземпляр из Латвии сегодня. А тракторный прицеп под ним отличается нечастым исполнением, характерным для номеров Прибалтики и Белоруссии. Шрифт не соответствует ГОСТу, сделан коряво, но и такие номера выдавались официально, а значит им место в коллекции.
Еще один приход был представлен единственным номером серии "дщ" - тракторного прицепа, поступившего из Белоруссии. Интересно, что на нем не сделали даже отверстий, наверное поэтому он или пролежал всю жизнь где-то в кабине, или вообще пылился в кабинете завгара и потому относительно неплохо сохранился.
Вот, собственно, чем мы смогли похвалиться за эту неделю. Негусто, но лучше чем ничего.
У Вас есть номера? Не постесняйтесь написать мне об этом в личку. Спасибо.