1

Тема: Трансмиссия ВАЗ-2105

Крутящий момент от двигателя передается на ведущие колеса автомобиля через агрегаты и механизмы трансмиссии. Автомобиль имеет переднее расположение двигателя и задние ведущие колеса, поэтому трансмиссия автомобиля выполнена по классической схеме и включает в себя сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

2

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

СЦЕПЛЕНИЕ

Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач или торможении и плавного их соединения при трогании автомобиля с места, а также для предохранения деталей трансмиссии от динамических нагрузок. Сцепление однодисковое, сухое, постоянно замкнутого типа, с центральной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний на ведомом диске.
Кожух сцепления в сборе с нажимным диском и пружиной расположен на маховике 6 (рис. 39) и закрыт алюминиевым картером 9, к заднему торцу которого на шпильках крепится коробка передач. К передней торцевой поверхности картера сцепления крепится стальная штампованная крышка 7. С левой стороны картера имеется люк, через который проходит вилка выключения сцепления.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

3

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

[b]Ведущая часть сцепления[/b]

Ведущая часть сцепления — неразборный узел, состоящий из кожуха 10, нажимного диска, центральной нажимной пружины I и ряда других второстепенных деталей. Этот узел закреплен на маховике шестью болтами 8 с пружинными шайбами. Точность взаимного расположения маховика и кожуха фиксируется тремя установочными штифтами. Вследствие жесткого соединения ведущей части сцепления с маховиком крутящий момент от него передается непосредственно на детали ведущей части сцепления как при включенном, так. и при выключенном положении.
Кожух 18 (рис. 40) сцепления—стальной, штампованный. На наружном фланце кожуха расположены отверстия под болты и штифты, крепящие его к маховику, а на внутреннем — под заклепки 7, которые соединяют кожух с нажимной пружиной 19.
Нажимной диск 9 изготовлен из чугуна. На кольцевом выступе иска имеется двенадцать вентиляционных пазов, в трех из них закреплены заклепками фиксаторы 20. Нажимной диск соединен с кожухом тремя парами стальных пластин 70, которые приклепаны одним концом к кожуху, другим — к нажимному диску. Такая упругая связь обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха на нажимной диск, а также возможность осевого перемещения нажимного диска в кожухе при выключении и включении сцепления.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

4

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

Рис. 39. Сцепление в сборе: 1 — нажимная пружина; 2— ступенчатая заклепка; 3, 4 — передняя и задняя пластины демпфера; 5 — пружина демпфера; б — маховик коленчатого вала; 7 — крышка картера сцепления; 8 — болт; 9 — картер, сцепления; 10 — кожух сцепления; 11, 12 — передняя крышка и первичный вал коробки передач; 13 — подшипник выключения сцепления; 14 — шаровая опора вилки; 15 — чехол; 16 — фиксирующая пружина вилки; 17 — опорное кольцо нажимной пружины; 18, 19 — толкатель и вилка выключения сцепления; 20 — регулировочная гайка; 21 — контргайка; 22 — рабочий цилиндр; 23 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления

Post's attachments

Сцепление в сборе.jpg, 32.24 kb, 400 x 424
Сцепление в сборе.jpg 32.24 kb, 129 downloads since 2015-11-05 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

5

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

Нажимная пружина из листовой пружинной стали отштампована в форме усеченного конуса. Она расположена между кожухом и нажимным диском. Опорами, относительно которых происходит ее прогиб, служат Два кольца круглого сечения. Одно кольцо расположено между кожухом сцепления и нажимной пружиной, а другое — между пружиной и головками девяти ступенчатых заклепок, Которыми пружина крепится к кожуху сцепления. Наружной кромкой нажимная пружина входит в пазы трех фиксаторов 20 и через них отводит нажимной диск от ведомого диска при выключении сцепления.
Внутренняя часть нажимной пружины имеет радиальные прорези, которые заканчиваются овальными отверстиями. Эти прорези образуют на поверхности пружины лепестки, которые работают как рычаги выключения сцепления. К лепесткам нажимной пружины поджат за счет упругости соединительных пластин 11 упорный фланец 12, к наружной поверхности которого приклеено фрикционное кольцо 16.
Ведущая часть сцепления в сборе проходит статическую балансировку, которая достигается высверливанием металла в приливах Нажимного диска.

Post's attachments

Сцепление деталировка.jpg, 36.7 kb, 427 x 449
Сцепление деталировка.jpg 36.7 kb, 139 downloads since 2015-11-05 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

6

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

[b]Ведомая часть сцепления[/b]

Ведомая часть сцепления состоит из ведомого диска 8 в сборе с фрикционными накладками 1 и гасителя крутильных колебаний (демпфера).
Ведомый диск стальной, с радиальными прорезями, делящими его на двенадцать секторов, изогнутых поочередно в разные стороны, что придает волнообразную форму его рабочей поверхности. К секторам ведомого диска независимо одна от другой приклепаны медными или алюминиевыми заклепками фрикционные накладки. Головки заклепок утопают в отверстиях накладок, а их стержни расклепаны со стороны ведомого диска. Для этого в противоположной фрикционной накладке выполнены отверстия. Такое крепление накладок сохраняет волнообразную поверхность ведомого диска. Это обеспечивает плавное включение сцепления, так как ведомый диск становится плоским постепенно, по мере того как усилие нажатия на его поверхность увеличивается. При Этом первоначально ведомый диск проскальзывает относительно поверхностей маховика и нажимного диска, и передаваемый крутящий момент возрастает постепенно. Это предохраняет детали трансмиссии от перегрузок и обеспечивает плавное трогание автомобиля с места.
Ведомый диск соединяется со ступицей 3 при помощи гасителя крутильных колебаний, который обеспечивает упругую связь между ними. Необходимость гасителя крутильных колебаний вызывается следующим.
При резком изменении скорости движения автомобиля, наезде на неровности дороги, резком включении сцепления, а также вследствие неравномерной работы двигателя в трансмиссии автомобиля возникают динамические нагрузки, вызывающие закручивание (раскручивание) валов трансмиссии. Неравномерность крутящего момента двигателя может вызвать значительные перегрузки в трансмиссии вследствие возникновения крутильных колебаний и резонанса при совпадении частот передающих нагрузок с частотами собственных колебаний трансмиссии. Упругие колебания трансмиссии приводят не только к возникновению шума в механизмах и агрегатах, на и к опасным вибрациям, а иногда и к поломкам деталей, когда амплитуды колебаний достигают большой величины. Энергию крутильных колебаний поглощает гаситель.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

7

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

Ступица ведомого диска расположена на шлицах первичного вала коробки передач. Во фланце ступицы выполнены шесть прямоугольных окон и три подковообразных выреза. Через них проходят упорные пальцы 2 гасителя крутильных колебаний (демпфера), которые соединяют переднюю и заднюю пластины демпфера с ведомым, диском.
В пластинах демпфера и в ведомом диске, как и в ступице, имеются прямоугольные окна, в которых расположены пружины. От выпадания из окон пружины удерживаются отбортовкой на обеих пластинах демпфера. Упругость пружин гасителя крутильных колебаний разная, более жесткие окрашены светлой краской. Они установлены между менее упругими пружинами. С обеих сторон фланца ступицы установлены фрикционные кольца 4. Пружинная шайба 6 демпфера через опорное кольцо 5 создает постоянный момент трения между поверхностями фрикционных колец и ступицы.
Гашение крутильных колебаний происходит за счет сил трения, которые возникают при перемещении диска 8 и пластин относительно ступицы 3 и за счет упругости пружин. Действие упругого элемента гасителя крутильных колебаний ограничивается тремя упорными пальцами 2, которые упираются в подковообразные вырезы ступицы.
Выключение сцепления осуществляется через гидравлический привод, усилие 6т которого через вилку 19 (см. рис. 39) передается на подшипник 13 выключения сцепления.
Муфта в сборе с радиальным подшипником расположена на направляющей втулке передней крышки 11. коробки передач. К выступам муфты пружиной прижимается вилка 19 выключения сцепления. Она опирается на шаровую опору 14, сферическая головка которой заходит в гнездо вилки, и удерживается пружиной 16.
Через отверстие наружного конца вилки проходит толкатель 18, на резьбовой конец которого навернута регулировочная гайка 20, удерживаемая от проворачивания контргайкой 21. К сферической поверхности гайки вилка прижимается оттяжной пружиной 23. Изменяя рабочую длину толкателя, регулируют зазор между подшипником 13 и фрикционным кольцом упорного фланца. Он должен быть равен 2 мм, что соответствует свободному ходу толкателя рабочего цилиндра 4—5 мм.
Люк картера сцепления, через который проходит конец вилки 19, закрывается резиновым чехлом 15.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

8

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

[b]Привод сцепления[/b]

Привод сцепления гидравлический, с подвесной педалью. Конструкция привода обеспечивает плавное, включение сцепления и до минимума снижает трудоемкость его технического обслуживания. Кроме того, в привод включены элементы, снижающие усилие на педали при выключении сцепления.
Педали сцепления и тормоза подвешены к кронштейну 11 (рис. 41) при помощи болта 10, являющегося осью для обеих педалей. На оси расположены две внутренние металлические втулки 26 и дистанционная пластмассовая втулка 28, а в ступицах педалей установлены по две разрезные наружные втулки 27, изготовленные
Из пластмассы. Эти втулки в процессе эксплуатации автомобиля не требуют смазки.
Педаль сцепления 15 пальцем шарнирно соединяется, с толкателем 16 и пластиной оттяжной пружины -13. Полусферический конец толкателя 16 соприкасается с поршнем 8 главного цилиндра. В вырез кронштейна педали сцепления заходит крючок 9, другой конец которого соединяется с сервопружиной 12. Эта пружина снижает усилие, прикладываемое к педали 15 при выключении сцепления.
При нажатии на педаль сцепления кронштейн педали вместе с крючком 9 приподнимаются, при этом образуется плечо между осевой линией сервопружины и центром оси педалей. Возникает момент, за счет которого оттягивается верхняя часть педали сцепления, что приводит к уменьшению усилия на педаль при выключении сцепления. В исходном положении педаль сцепления прижимается пружиной 13 к ограничительному винту 14 с резиновым буфером.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

9

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

Кронштейн 11 педалей сцепления и тормоза крепится к щитку передка кузова. К пластине кронштейна крепятся главный цилиндр привода сцепления и вакуумный усилитель в сборе с главным тормозным цилиндром привода тормозов.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

10

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

Рис. 41. Педаль и главный цилиндр привода сцепления:
1 — корпус главного цилиндра; 2 — компенсационное отверстие; 3 — прокладка штуцера; 4— штуцер; 5 — стопорная пружинная шайба; 6 — поршень главного цилиндра; 7 — уплотнитель; 8 — поршень толкателя; 9 — крючок; 10, 11 — болт и кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12, 13 — пружина сервопривода и оттяжная пружина педали сцепления; 14, 15 — ограничитель хода и педаль сцепления; 16 — толкатель; П — защитный колпачок; 18 — стопорное кольцо; 19, 21 — перепускные отверстия; 20 — уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 22 — рабочая полость цилиндра; 23 — пружина; 24 — уплотнительная прокладка; 25 — пробка; 26, 27 — внутренняя и наружные втулки педали сцепления; 28 —распорная втулка; 29 — педаль тормоза

Post's attachments

Педаль и главный цилиндр привода сцепления.jpg, 17.37 kb, 405 x 298
Педаль и главный цилиндр привода сцепления.jpg 17.37 kb, 150 downloads since 2015-11-05 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

11

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

Рис. 42. Рабочий цилиндр: 1 — пробка; 2 — штуцер для прокачки; 3 — корпус; 4, 8 — уплотнительные кольца; 5 — защитный колпачок; о — толкатель; 7 — поршень; 9 — тарелка; 10 — Пружина; 11 — Опорная шайба; 12 — стопорное кольцо, 13 — цилиндр привода сцепления и вакуумный усилитель в сборе с главным тормозным цилиндром привода тормозов.

Post's attachments

Рабочий цилиндр.jpg, 15.72 kb, 389 x 223
Рабочий цилиндр.jpg 15.72 kb, 163 downloads since 2015-11-05 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

12

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

В полости корпуса главного цилиндра привода сцепления установлены пружина 23 и поршни 6 и 8. Между, поршнями расположен уплотнитель 7. Наличие двух поршней в цилиндре уменьшает радиальные нагрузки на поршень 6 главного цилиндра при действии толкателя 16 на поршень 8 и улучшает уплотнение поршней в цилиндре за счет сжатия уплотнителя 7 между ними.
В канавке поршня главного цилиндра расположено уплотнительное кольцо 20, обеспечивающее герметичность в рабочей полости 22 цилиндра. Осевой канал и радиальное перепускное отверстие 21 в поршне сообщают рабочую полость цилиндра в канавкой уплотнительного кольца. Поэтому когда в рабочей полости цилиндра создается давление, то оно, распирая уплотнительное кольцо по -радиусу, улучшает уплотнение поршня в цилиндре. Одновременно уплотнительное кольцо 20 играет роль клапана, через который рабочая полость цилиндра сообщается с бачком гидропривода сцепления при отпущенной педали. При этом уплотнительное кольцо не перекрывает компенсационное отверстие 2. Поршни 6 и 8 занимают исходное положение под действием пружины 23, которая упирается одним концом в пробку 25, другим — в буртик поршня 6. Все детали в главном цилиндре удерживаются стопорным кольцом 18. Защитный колпачок 17 предохраняет полость цилиндра от загрязнения.
В приливах цилиндра закреплены трубопровод, отводящий жидкость от главного цилиндра к рабочему цилиндру, и штуцер 4, соединенный шлангом с бачком гидропривода сцепления. Штуцер уплотняется резиновой, прокладкой 3 и крепится стопорной шайбой 5.
Рабочий цилиндр 22 (см. рис. 39) крепится к картеру 9 сцепления двумя болтами. В корпусе 5 (рис. 42) цилиндра установлен поршень 7 с двумя уплотнительными кольцами. Одно из них находится в канавке поршня, а другое постоянно поджимается пружиной 10 через опорную тарелку 9 к торцевой поверхности проточки поршня. Пружина удерживается на поршне опорной шайбой-11 и стопорным кольцом 12. Через осевое сверление и радиальное отверстие в поршне рабочая полость цилиндра сообщается с канавкой уплотнительного кольца, что обеспечивает более плотное прилегание кольца 8 к зеркалу цилиндра при включении сцепления. В гнездо поршня Щ упирается толкатель 6 вилки выключения сцепления. В корпус цилиндра ввернуты штуцер 2 для прокачки сцепления и пробка 1, в резьбовое отверстие которой ввертывается наконечник шланга.
Бачок гидропривода сцепления закреплен хомутом на кронштейне щитка передка кузова. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что облегчает проверку уровня жидкости в приводе. На горловину бачка навернута пробка с гофрированным резиновым отражателем, который предохраняет полость бачка от загрязнения, а также не допускает разрежения в бачке при понижении уровня жидкости и является ее успокоителем. Фланцевая часть отражателя зажимается между пробкой и бачком, чем достигается уплотнение бачка.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

13

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

[b]Работа сцепления[/b]

Принцип действия сцепления основан на передаче крутящего момента от маховика и ведущей части у сцепления на ведомый диск, а значит, и на первичный вал коробки передач за счет сил трения, которые возникают между дисками при включенном сцеплении. Во включенном положении за счет упругости нажимной пружины 1 (см. рис. 39) нажимной диск зажимает между собой и маховиком ведомый диск с усилием, не допускающим его пробуксовку.
Поэтому при работе двигателя ведущая и ведомая части сцепления будут вращаться вместе, передавая крутящий момент от коленчатого вала двигателя на первичный вал 12 коробки передач. При выключении сцепления усилие от педали через толкатель 16 (см. рис. 41 ) передается на поршни 8 и 6, которые, преодолевая сопротивление пружины 23, перемещаются в главном цилиндре. При этом переднее уплотнительное кольцо 20 перекрывает компенсационное отверстие 2, и полость цилиндра разобщается с бачком. Жидкость через трубку и шланг поступает в полость рабочего цилиндра, перемещая поршень 7 (см. рис. 42) и толкатель 6.
Усилие от толкателя через регулировочную гайку 20 (см. рис. 39) передается на вилку 19 выключения сцепления. Поворачиваясь относительно шаровой опоры 14, вилка перемещает муфту подшипника выключения сцепления 13. Первоначально выбирается зазор между •подшипником и фрикционным кольцом упорного фланца. На этом заканчивается свободный ход педали сцепления, равный 25—35 мм. При рабочем ходе педали упорный фланец, воздействуя на лепестки нажимной пружины, прогибает ее на опорных кольцах 17. Наружная кромка пружины через фиксаторы отводит1 нажимной
Диск от ведомого диска, и передача крутящего момента на коробку передач прекращается.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

14

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

Когда педаль сцепления отпускают, все детали главного и рабочего цилиндров, а также сама педаль возвращаются в исходное положение под действием пружин. Переднее уплотнительное кольцо 20 (см. рис. 41) поршня главного цилиндра отходит от компенсационного отверстия 2, и происходит сообщение полостей главного цилиндра и бачка. Давление в системе падает, и нажимной диск (см. рис. 39) под действием нажимной пружины 1 прижимает ведомый диск к поверхности маховика. При нажатии на ведомый диск его волнистая поверхность постепенно становится плоской, позволяя сначала проскальзывать диску, за счет чего сцепление включается плавно. При этом крутящий момент от маховика передается на кожух 10 и нажимной диск и за счет сил трения на ведомый диск, затем от него через демпфер на ступицу ведомого диска и через шлицевое соединение на первичный вал 12 коробки передач.
Крутильные колебания коленчатого вала двигателя поглощаются фрикционным элементом демпфера и шестью его пружинами.
При изменении крутящего момента ведомый диск 8 (см. рис. 40) вместе о пластинами демпфера перемещается относительно ступицы 3. При этом между поверхностью ступицы и фрикционными кольцами 4 демпфера возникает трение, пружины сжимаются, передавая крутящий момент на ступицу. Ход сжатия пружин зависит от величины передаваемого крутящего момента. Различная жесткость пружин обеспечивает более мягкое включение сцепления. Поворот ведомого диска с пластинами демпфера относительно ступицы ограничивается упором пальцев 2 в подковообразные вырезы. При этом прекращается сжатие пружин.
Если отпускают педаль сцепления резко, то жидкость не успевает заполнять освобождаемый поршнем 6 объем (см. рис. 41), и в рабочей полости главного цилиндра создается разрежение. Под его действием жидкость через отверстие 19, зазор между задним торцом уплотнительного кольца 20 и канавкой поршня 6 перетекает через радиальное отверстие в поршне в рабочую полость цилиндра, что обеспечивает последующее эффективное действие привода сцепления.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

15

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

[b]Техническое обслуживание сцепления[/b]

При каждом техническом обслуживании проверьте уровень жидкости в бачке гидравлического привода, а через каждые 20 000 км пробега — правильность регулировки привода сцепления. При необходимости долейте жидкость и отрегулируйте привод. Уровень жидкости должен доходить до нижней кромки заливной горловины бачка.
После первых 2000—3000 и 10000 км, затем через каждые 20 000 км пробега проверьте и при необходимости подтяните крепление всех узлов и деталей привода сцепления.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

16

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

[b]Регулировка привода сцепления[/b]

В приводе сцепления выполняется следующие регулировки:
Устанавливается зазор 0,1—0,5мм между толкателем и поршнем лавного цилиндра (см. рис. 41). Этот зазор, необходимый для полого выключения сцепления, регулируется ограничителем хода 14 едали сцепления. Зазор соответствует свободному ходу педали, равному 0,4—2 мм;
Свободный ход толкателя 18 (см. рис. 39) вилки выключения сцепления, равный 4 — 5 мм, регулируется гайкой 20, которая фиксируется контргайкой 21, Величина свободного хода толкателя контролируется шаблоном или линейкой.
После выполнения указанных регулировок свободный ход педали сцепления до начала выключения сцепления должен состав-ять 25—35 мм.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

17

Re: Трансмиссия ВАЗ-2105

[b]Прокачка гидропривода сцепления[/b]

О попадании воздуха в гидропривод сцепления говорит неполное выключение сцепления, а также «мягкость» педали.
Для удаления воздуха надо:
Очистить бачок и штуцер для прокачки от пыли и грязи;
Проверить уровень жидкости в бачке гидропривода и при необходимости долить ее;
Надеть на головку штуцера 2 рабочего цилиндра (см. рис. 42) шланг и погрузить его нижний конец в сосуд с жидкостью для гидропривода (30—50 г);
Отвернуть на 1/2—3/4 оборота штуцер.2, резко нажимать и плавно отпускать педаль до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга;
Нажав на педаль, завернуть до отказа штуцер, снять шланг и надеть колпачок штуцера.
Если, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга будут выходить пузырьки воздуха, проверьте надежность крепления соединений, выясните, нет ли на трубах трещин или подтекания в соединениях со штуцерами. Возможно проникновение воздуха через поврежденные уплотнительные кольца главного или рабочего цилиндров.
При прокачке следите, чтобы уровень жидкости в бачке гидропривода был выше отверстия трубки, соединяющей бачок с главным цилиндром, а конец шланга для прокачки был постоянно погружен в жидкость.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.