1

Тема: АВТО ГЕНЕРАТОР ВАЗ 2105

Техническая характеристика
Номинальное напряжение, 12 В.
Направление вращения: Правое (со стороны привода)
Максимальная сила тока отдачи при 13 В и 5000 об/мин, 47 А
Максимальная частота вращения ротора, об/мин 13000
Передаточное отношение двигатель — генератор 1: 2,04
На автомобилях ВАЗ-2105 устанавливается генератор переменного тока типа Г-222, который служит для питания потребителей заряда аккумуляторной батареи. Генератор представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Для преобразования переменного тока в постоянный в него встроен выпрямитель на шести кремниевых вентилях.
Основные части генератора — это ротор, статор 19 (рис. 71) и крышки 1 и 17, отлитые из алюминиевого сплава.
Ротор состоит из вала 7, на рифленую поверхность которого напрессованы стальная втулка и стальные клювообразные полюсные наконечники 14 и 21, образующие вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. Между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 18 возбуждения ротора. Концы ее выведены через отверстия в полюсном наконечнике 14 и припаяны к выводам контактных колец. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках закрытого типа," смазка в которые закладывается при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует. Внутренняя обойма переднего подшипника 16 свободно посажена на вал ротора и вместе с дистанционной втулкой 15 зажата между ступицей шкива и буртиком вала гайкой крепления шкива, наружная — запрессована в крышку и закреплена между двумя шайбами четырьмя винтами. Внутренняя обойма заднего подшипника 5 напрессована на вал ротора, наружная обойма поджата резиновым кольцом.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

2

Re: АВТО ГЕНЕРАТОР ВАЗ 2105

Рис. VI. Генератор: 1-17 крышки со стороны контактных колец и привода; 2 — выпрямительный блок; 3 — болт крепления выпрямительного блока; 4 —контактное кольцо; 6 — задний подшипник конденсатор; 7— вал ротора; 8— вывод «ЗО» генератора,- 9 — штекер нулевого провода, 10 — регулятор напряжения со щеткодержателем; 11 — щетка; 12 — шпилька крепления генератора к натяжной планке; 13 — шкив с вентилятором; 14, 21 — полюсные наконечники ротора; 16, 23 — дистанционная втулка; 16 — передний подшипник 18 — обмотка ротора; 19, 20 статор и его обмотка; 22, 24 — буферная и поджимная втулки; 23 — втулка

Post's attachments

Генератор 2105.jpg, 34.63 kb, 394 x 456
Генератор 2105.jpg 34.63 kb, 164 downloads since 2015-11-06 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

3

Re: АВТО ГЕНЕРАТОР ВАЗ 2105

Статор набран из пластин толщиной 1 мм, соединенных электросваркой. На внутренней стороне статора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированных лаком или электроизоляционным картоном. В пазы уложена трехфазная обмотка, закрепленная деревянными клиньями или пластмассовыми трубками. Каждая фазная обмотка состоит из шести катушек. Фазные обмотки соединены в звезду с выводом (штекер 9) нулевой точки.
На задней крышке 1 генератора винтами закреплен узел, Состоящий из регулятора 10 напряжения со щеткодержателем. Через щетки, прижатые пружинами к контактным кольцам ротора, подводится ток к обмотке возбуждения. Одна из щеток через пластину соединена с выводом «В», а другая — с выводом «Ш» регулятора напряжения. Регулятор напряжения—микроэлектронный, малогабаритный. Он представляет собой неразборный и нерегулируемый узел. В случае выхода из строя заменяется новым.
Детали выпрямителя также закреплены на задней крышке генератора. Выпрямитель собран по трехфазной, мостовой схеме из шести кремниевых вентилей типа ВА-20 — полупроводниковых приборов, пропускающих электрический ток только в одном направлении. Они находятся в специальном выпрямительном блоке 2, который состоит из двух алюминиевых пластин с вентилями. Для (упрощения деталей крепления выпрямителя три вентиля («положительные»)«имеют на корпусе «+» выпрямленного тока, а другие |три («отрицательные»)— «—» выпрямленного тока. Отрицательные [вентили, имеющие общий вывод на «массу», запрессованы в одну пластину выпрямительного блока, а положительные—в другую, соединенную с зажимом — «30» генератора. Этот зажим — плюсовой вывод выпрямителя, а отрицательный вывод— «масса» генератора.
Вентили запрессованы для того; чтобы обеспечить эффективный отвод тепла от их корпуса к пластинам выпрямительного блока, которые продуваются воздухом. Выпрямительный блок крепится к крышке / тремя болтами 3, изолированными вместе с пластиной положительных вентилей от крышки пластмассовыми втулками. Гайками этих болтов одновременно зажимаются выводы вентилей и обмотки статора.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

4

Re: АВТО ГЕНЕРАТОР ВАЗ 2105

Рис. 72. Схема соединений системы генератора:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 — реле контрольной лампы заряда
Аккумуляторной батареи; 4 — монтажный блок; 5 — вольтметр; 6 — выключатель
Зажигания; 7 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи

Схема внутренних соединений генератора показана на рис. 72. Обмотка возбуждения генератора подсоединяется к выводам «В» и «Ш» регулятора напряжения. Напряжение, питающее обмотку возбуждения, подводится к выводу «В» регулятора, а напряжение, управляющее работой регулятора,— к выводу «Б». Напряжение, вырабатываемое генератором, с обмотки статора подается на выпрямитель и уже выпрямленное снимается с зажима «30» генератора. Конденсатор служит для снижения уровня радиопомех.

Post's attachments

Схема соединений системы генератора.jpg, 8.95 kb, 401 x 109
Схема соединений системы генератора.jpg 8.95 kb, 153 downloads since 2015-11-06 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

5

Re: АВТО ГЕНЕРАТОР ВАЗ 2105

[b]Работа генератора[/b]

При выключенном зажигании напряжение на вывод «Б» регулятора напряжения не подается, регулятор заперт и не пропускает ток через обмотку возбуждения генератора.
При включении зажигания на вывод «Б» регулятора напряжения подается напряжение от аккумуляторной батареи 1 через контакты «30/1» и «15/1» выключателя 6 зажигания и через предохранитель «9». Регулятор напряжения отпирается, и через обмотку возбуждения генератора начинает протекать ток по цепи: «+» аккумуляторной батареи — зажим «30» генератора—обмотка возбуждения — вывод «Ш» регулятора напряжения и далее через регулятор на «массу». Электрический ток, протекающий по обмотке возбуждения, создает вокруг полюсов ротора магнитный поток. При вращении ротора под каждым зубцом статора проходит то южный, то северный полюс ротора, и рабочий магнитный поток, проходящий через зубцы статора, меняется по величине и направлению. Этот переменный магнитный поток создает в обмотке статора электродвижущую силу. Клювообразная форма полюсных наконечников ротора подобрана таким образом, что позволяет получить форму кривой электродвижущей силы, близкую к синусоидальной.
При включении зажигания загорается контрольная лампа 7 заряда аккумуляторной батареи. Ток, питающий ее, .идет по цепи: «+» аккумуляторной батареи — контакты «30/1» и «15/1» выключателя 6 зажигания — предохранитель «10» -—замкнутые контакты реле 3 — лампа 7. При работе генератора обмотка реле 3 находится под действием выпрямленного фазного напряжения, которое примерно в два раза ниже напряжения на зажиме «30» генератора. Когда разное напряжение достигает 5,3 — 5,7 В, контакты реле размываются и лампа 7 гаснет. Если при работе генератора лампа не гаснет, то это говорит о том, что напряжение генератора ниже нормы, . е. есть какие-то неисправности. Для точного контроля напряжения генератора служит вольтметр 5.
При высокой частоте вращения ротора, когда напряжение генератора становится более 13,5—14,5 В, регулятор напряжения запирается, и ток через обмотку возбуждения не проходит. Напряжение генератора падает, регулятор отпирается и снова пропускает ток через обмотку возбуждения. Чем выше частота вращения ротора генератора, тем больше время запертого состояния регулятора, следовательно, тем сильнее снижается напряжение на выходе генератора. Процесс запирания и отпирания регулятора происходит с высокой частотой. Поэтому колебания напряжения на выходе генератора незаметны, практически можно считать его постоянным, поддерживаемым на уровне 13,5 — 14,5 В.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

6

Re: АВТО ГЕНЕРАТОР ВАЗ 2105

[b]Техническое обслуживание генератора[/b]

Через каждые 60 000 км пробега, а при эксплуатации автомобиля на грязных и пыльных дорогах через каждые 30 000 км зачистите контактные кольца генератора шлифовальной шкуркой, проверьте износ и прилегание щеток и при необходимости замените х. Для выполнения этих работ следует снимать с генератора щеткодержатель вместе с регулятором напряжения, которые крепятся к задней крышке генератора двумя винтами.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе и не иметь сколов, заменяются они вместе со щеткодержателем, если выступают из него меньше чем на 5 мм. Для этого отсоедините щеткодержатель от регулятора напряжения, отвернув винты. Перед установкой щеткодержателя с регулятором на место следует продуть заднюю крышку генератора от угольной пыли и протиркой удалить масло, смешанное с угольной пылью.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.