1

Тема: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[b]Приборы системы зажигания и ее работа[/b]

К приборам системы зажигания относятся; свечи зажигания, катушка зажигания, выключатель зажигания, распределитель зажигания и провода высокого и низкого напряжения.

[u]Свечи зажигания[/u] предназначены для воспламенения горючей смеси в цилиндрах искровым разрядом между электродами. На автомобилях ВАЗ-2105 применяются свечи А-17ДВ. Буква А в обозначении свечи указывает, что резьба ввертной части М14 X 1,25. Цифры 17 характеризуют калибральное число свечи. Вторая буква Д в обозначении говорит о том, что длина резьбовой части корпуса свечи 19 мм. Последняя буква В означает, что тепловой конус (юбка) изолятора выступает за торец корпуса.

[u]Катушка зажигания[/u] преобразует прерывистый ток низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (11—-20 кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечи зажигания. На автомобилях ВАЗ-2105 устанавливается катушка зажигания типа Б-Г17А. Она представляет собой трансформатор на железном сердечнике и кольцевом наружном магнитопроводе.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

2

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[u]Выключатель зажигания[/u] предназначен для включения и отключения цепей зажигания, приборов, фонарей и других потребителей электроэнергии автомобиля.
Выключатель состоит из корпуса с замком и противоугонным устройством и контактной части, закрепленной в корпусе пружинным кольцом. Принцип действия противоугонного устройства заключается в том, что после вынимания ключа из замка в положении «Стоянка» запорный стержень замка выдвигается, входит в паз вала рулевого управления и блокирует вал. Замок устроен так, что ключ можно вынуть только в положениях «Стоянка» и «Выключено».
Контактная часть замка неразборная. Напряжение от аккумуляторной батареи и генератора подводится к контактам «30» и «30/1». Контакты «Р» выключателя пока не используются. В табл. 5 показано, какие контакты замыкаются при различных положениях ключа.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

3

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[u]Распределитель зажигания[/u] служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. На автомобилях ВАЗ-2105 применяется четырехискровый неэкранированный распределитель зажигания с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания.

Таблица 5. Замыкание контактов при различных положениях ключа в выключателе зажигания

Post's attachments

Замыкание контактов.jpg, 9.67 kb, 426 x 146
Замыкание контактов.jpg 9.67 kb, 204 downloads since 2015-11-06 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

4

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[u]Корпус[/u] 24 (рис. 74) распределителя отлит из алюминиевого сплава, имеет пористую металлокерамическую втулку, в которой вращается валик 1. Основные части распределителя зажигания: прерыватель, центробежный регулятор опережения зажигания, вакуумный регулятор опережения зажигания и распределитель.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

5

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[b]Прерыватель[/b] состоит из кулачка 18 с четырьмя выступами и контактной группы 19, контакты которой кулачок размыкает при вращении. Кулачок смазывается войлочным фальцем 3, пропитанным маслом. Контактная группа закреплена двумя винтами 21 на подвижной пластине 20 прерывателя, которая установлена в корпусе на шарикоподшипнике и может поворачиваться тягой 7 вакуумного регулятора.
К верхнему концу втулки кулачка припаяна опорная пластина 8 центробежного регулятора опережения зажигания. К пластине приклепаны оси, на которых вращаются металлокерамические грузики 17.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

6

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[b]Вакуумный регулятор[/b] опережения зажигания состоит из корпуса 4 с крышкой 6, между которыми зажата диафрагма 5. С одной стороны к диафрагме крепится тяга 7, а с другой стороны находится пружина, отжимающая диафрагму с тягой в направлении вращения кулачка 18. Тяга 7 шарнирно соединена с подвижной пластиной 20 прерывателя. Под действием разрежения диафрагма изгибается и через тягу 7 поворачивает пластину 20 вместе с контактной группой против часовой стрелки.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

7

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[b]Распределитель зажигания[/b] состоит из ротора 9 и электродов 10, установленных в пластмассовой крышке 11. Пластмассовый ротор 9 закреплен двумя винтами на пластине 8, а к нему приклепаны центральный и наружный контакты 15, между которыми в специальном углублении находится резистор 14 сопротивлением 5 — кОм, предназначенный для подавления радиопомех. В центральный контакт ротора упирается подпружиненный
Угольный электрод 13 передающий импульсы высокого напряжения от катушки зажигания к ротору. При вращении ротора эти импульсы передаются от наружного контакта 15 к боковым электродам 10, залитым в крышке, и далее — к свечам зажигания.

Рис. 74. Распределитель зажигания:
1 — валик; 2—маслоотражательная муфта; 3 — фильц; 4, 6, 7 —корпус, крышка и тяга вакуумного регулятора; 5 — диафрагма; в, 16 — опорная и ведущая пластины центробежного регулятора; 9 — ротор; 10 — боковой электрод с клеммой; 11 — крышка; 12 — центральный электрод с клеммой; 13 — уголек центрального электрода; 14 — резистор; 15 —наружный контакт ротора; 16 — грузик; 18 — кулачок прерывателя; 19—контактная группа; 20 — подвижная пластина прерывателя; 21 — винт крепления контактной группы; 22 — паз; 23 — конденсатор; 24 — корпус

Post's attachments

Распределитель зажигания.jpg, 34.17 kb, 340 x 591
Распределитель зажигания.jpg 34.17 kb, 134 downloads since 2015-11-06 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

8

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[u]Провода высокого напряжения[/u] обеспечивают передачу импульсов высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю и от него к свечам зажигания. Для уменьшения радиопомех провода имеют распределенное по длине сопротивление, составляющее 2000 Ом/м. Сердечник провода, представляющий собой шнур из льняной пряжи, заключен в оболочку, изготовленную из пластмассы с добавлением феррита. Поверх этой оболочки намотан провод диаметром 0,11 мм из сплава никеля и железа, по 30 витков на сантиметр. Снаружи провод имеет изолирующую оболочку из поливинилхлорида.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

9

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[b]Работа системы зажигания[/b]

Работа системы зажигания. При включении зажигания в цепи низкого напряжения протекает ток, замыкающийся по цепи (рис. 75): « + » аккумуляторной батареи 7, контакты 30/Ь и «15/1» выключателя зажигания 5, зажим «+Б», первичная обмотка катушки зажигания-3, прерыватель распределителя зажигания 2, «—» аккумуляторной батареи, масса. Если напряжение генератора больше напряжения аккумуляторной батареи, ток идет от зажима «30» генератора и замыкается через массу на его выпрямитель. В остальном путь тока такой же, как описано выше..
Ток, протекающий по первичной обмотке катушки зажигания, создает вокруг витков обмотки магнитное поле. При размыкании контактов прерывателя ток в первичной цепи исчезает, магнитное поле резко уменьшается и, пересекая витки первичной и вторичной обмоток, индуктирует в них ЭДС, пропорциональную количеству витков. Во вторичной обмотке ЭДС достигает 11 000 — 20 000 В, а в первичной — 200 — 300 В. Чем быстрее магнитные силовые линии пересекают витки обмотки (т. е. чем быстрее исчезновение магнитного поля), тем больше индуктируемая в них ЭДС.
Индуктируемая в первичной обмотке катушки зажигания ЭДС носит название ЭДС самоиндукции. Она стремится поддержать исчезающий ток и, следовательно, замедлить, уменьшение магнитного
Поля. Кроме того, она вызывает искрение между разомкнутыми контактами прерывателя. Чтобы не допустить этих явлений, в распределителе зажигания имеется конденсатор 23 (см. рис. 74). В начальный момент размыкания контактов ток самоиндукции заряжает конденсатор, что уменьшает силу тока между контактами прерывателя и искрение между ними. Затем конденсатор разряжается через первичную обмотку катушки зажигания, причем ток разряда направлен против тока самоиндукции, благодаря чему исчезновение тока в первичной цепи происходит быстрее и, следовательно, быстрее исчезает магнитное поле. Если бы не было конденсатора, то исчезновение магнитного силового поля происходило бы сравнительно медленно, ЭДС во вторичной обмотке не превышала бы 4000 —5000 В.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

10

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Ток высокого напряжения, индуктируемый во вторичной обмотке катушки зажигания, замыкается по следующему пути: вторичная обмотка катушки зажигания, провод высокого напряжения, центральная клемма крышки, центральный и наружный контакты ротора, боковой электрод крышки распределителя зажигания, свеча зажигания, масса. Затем по параллельным цепям ток проходит через аккумуляторную батарею, генератор, все включенные потребители, на контакты «30/1» и «15/1» выключателя зажигания, на зажим «+Б» и к вторичной обмотке катушки зажигания.

Высокое напряжение, подводимое к центральному электроду свечи зажигания, пробивает воздушный зазор между электродами, и между ними проскакивает искра, воспламеняющая рабочую смесь в цилиндре двигателя.
Для получения максимальной мощности и экономичности двигателя необходимо воспламенять рабочую смесь несколько ранее прихода поршня в в. м. т., чтобы сгорание закончилось при повороте коленчатого вала на 10 — 15 °С, после в. м. т. Чтобы сгорание топлива происходило своевременно, каждой частоте вращения двигателя необходим свой угол опережения зажигания. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала угол опережения зажигания должен уменьшаться, а при увеличении — увеличиваться. Эго обеспечивает центробежный регулятор опережения зажигания.

При увеличении частоты вращения валика распределителя грузики 17 (см. рис. 74) под действием центробежных сил поворачиваются относительно осей, упираются в, ведущую пластину 16 и, преодолевая натяжение пружин, поворачивают опорную пластину 8 вместе с кулачком Л5 прерывателя в направлении вращения валика распределителя. Выступы кулачка раньше размыкают контакты прерывателя, и опережение зажигания увеличивается. При уменьшении частоты вращения валика центробежные силы уменьшаются, и пружины поворачивают опорную пластину 8 с кулачком 18 против направления вращения валика, т. е. опережение зажигания уменьшается.

При изменении нагрузки на двигатель изменяется содержание остаточных газов в цилиндрах двигателя. При больших нагрузках, когда дроссельные заслонки карбюратора полностью открыты, содержание остаточных газов в рабочей смеси низкое, поэтому смесь сгорает быстрее, и зажигание должно происходить позже. При снижении нагрузки на двигатель (прикрытие дроссельных заслонок) количество остаточных газов увеличивается, рабочая смесь горит дольше, и зажигание должно происходить раньше. Корректировку угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель выполняет вакуумный регулятор опережения зажигания.

На диафрагму 5 этого регулятора действует разрежение, передаваемое из зоны над дроссельной заслонкой первичной камеры карбюратора. Когда дроссельная заслонка закрыта (холостой ход двигателя), отверстие, сообщающее полость над дроссельной заслонкой первичной камеры карбюратора с пространством перед диафрагмой, оказывается выше кромки дроссельной заслонки, над которой нет разрежения, поэтому вакуумный регулятор не работает.

При небольших открытиях дроссельной заслонки в зоне отверстия появляется разрежение, которое передается к вакуумному регулятору. Диафрагма 5 оттягивается и тягой 7 поворачивает подвижную пластину 20 прерывателя против направления вращения валика распределителя зажигания. Опережение зажигания увеличивается. По мере дальнейшего открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки) разрежение уменьшается, и пружина отжимает диафрагму в исходное положение. Подвижная пластина прерывателя поворачивается в направлении вращения валика распределителя зажигания, и опережение зажигания уменьшается.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

11

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[b]Техническое обслуживание системы зажигания[/b]

При каждом техническом обслуживании автомобиля необходимо:
Проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя в распределителе зажигания, а также установку момента зажигания;
Проверить свечи зажигания, при необходимости отрегулировать зазор между электродами свечей.
Через каждые 20 000 км пробега необходимо смазать подшипник валика распределителя зажигания, для чего залить 3 — 4 капли масла для двигателя в отверстие масленки, а через 30 000 км пробега заменить свечи зажигания.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

12

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[b]Регулировка зазора между контактами прерывателя в распределителе зажигания[/b]

Перед регулировкой зазора необходимо проверить состояние рабочей поверхности контактов прерывателя. При работе прерывателя происходит перенос металла(эрозия) с одного контакта на другой. Проявляется это в том, что на одном контакте появляется углубление (кратер), а на другом—бугорок (нарост металла).
В случае большого переноса металла с одного контакта на другой или, при наличии нагара на контактах необходимо зачистить их плоским бархатным надфилем. Применять для этой цели шлифовальную шкурку нельзя, так как от нее на контактах остаются абразивные частицы, приводящие к искрообразованию и преждевременному выходу контактов из строя.
Не рекомендуется полностью выводить кратер на контакте или полировать контакты. Достаточно нескольких ходов надфиля, чтобы очистить контакты от бугорка и нагара. Надфиль необходимо содержать в чистоте, не допускать его загрязнения и замасливания и не применять для каких-либо других целей.

После зачистки контактов Прерывателя следует проверить а при необходимости зачистить контакты в крышке распределителя и на роторе. Затем протереть чистой г смоченной бензином замшей или другим материалом, не оставляющим волокон, контакты прерывателя и ротора, наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя.
Для регулировки зазора между контактами прерывателя применяется щуп для приборов зажигания и отвертка из комплекта водительского инструмента. Зазор необходимо регулировать в следующем порядке:
Вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты прерывателя будут максимально разомкнуты;
Проверить щупом величину зазора; если она выходит за пределы 0,35 — 0,45 мм, то, ослабив винты 21 (ем. рис. 74), вставить лезвие отвертки в паз 22 и повернуть стойку прерывателя на нужную величину. После регулировки затянуть винты 21 до упора.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

13

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[b]Установка момента зажигания[/b]

Нормальная работа двигателя обеспечивается правильной величиной начального угла опережения зажигания, который должен быть 5 — 7°. Если величина угла меньше (позднее зажигание), рабочая смесь будет сгорать при ходе поршня вниз. Поэтому давление газов будет ниже, снизится мощность, ухудшится приемистость двигателя, возрастет расход топлива.
При излишне раннем зажигании (когда угол больше 7°) рабочая смесь сгорает до прихода поршня в в. м. т. и тормозит его. В результате тоже снижается. мощность двигателя, возникают детонационные стуки, двигатель перегревается и неустойчиво работает на холостом ходу при малой частоте вращения коленчатого вала.
Для проверки момента зажигания имеются три метки «1», «2» и «3» (рис. 76) на крышке привода механизма газораспределения и метка «4» на шкиве коленчатого вала, соответствующая в. м. т. поршня в первом и четвертом цилиндрах.
Проверить и установить момент зажигания можно с помощью стробоскопа в следующем порядке:

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

14

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Соедините зажим «+» стробоскопа с клеммой «+Б» катушки зажигания, а зажим «масса» — с неокрашенной частью кузова автомобиля;
вставьте между проводом свечи первого цилиндра и свечой переходник для подключения стробоскопической лампы и обо значьте мелом для большей видимости метку «4» на шкиве коленчатого вала;

Пустите двигатель, направляя мигающий поток света стробоскопа, на метку на шкиве; если момент зажигания установлен правильно, при холостом ходе двигателя видимая на шкиве метка «4» должна находиться против метки «2» на крышке механизма газораспределения;

Для регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайку крепления распределителя и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения — по часовой стрелке Затем снова проверьте установку зажигания.

Если нет стробоскопа, то проверить установку момента зажигания можно с помощью 12-вольтовой лампы следующим образом:
Присоедините лампу одним концом провода к винту крепления черного провода распределителя зажигания, а другим концом к «массе»;
Включите зажигание и медленно проворачивайте коленчатый вал;

При правильной установке момента зажигания лампа должна загораться при совмещении метки «4» на шкиве коленчатого вала с меткой «2» на крышке механизма газораспределения;

Post's attachments

Метки для установки зажигания.jpg, 12.36 kb, 187 x 278
Метки для установки зажигания.jpg 12.36 kb, 137 downloads since 2015-11-06 

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

15

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Если метки не совпадают, то поверните коленчатый вал в такое положение, чтобы контакт ротора был направлен в сторону контакта первого или четвертого цилиндра на крышке распределителя, а метка «4» совпала с меткой «2»;
Ослабьте гайку крепления распределителя и поверните его по часовой стрелке до замыкания контактов прерывателя;
Медленно поверните корпус распределителя против часовой стрелки до загорания контрольной лампы; при этом слегка прижимайте бегунок ротора против часовой стрелки, чтобы выбрать зазоры;

Остановите корпус распределителя точно в момент загорания лампы (в этот момент контакты прерывателя находятся в начале фазы размыкания); .
Удерживая распределитель в этом положении, затяните гайку го крепления. При замене зубчатого ремня привода распределительного вала нарушается установка момента зажигания в связи с неизбежным поворотом шкива валика привода масляного насоса.

В этом случае момент зажигания необходимо устанавливать следующим образом:
Поворачивая коленчатый вал, совместить метку «4» с меткой «2», чтобы при этом примерно совпали метки «Р» и «Е» (см. рис. 13);
Вынуть распределитель зажигания из гнезда и снять с него крышку;
Установить валик распределителя так, чтобы наружный контакт ротора был направлен в сторону контакта четвертого цилиндра на крышке распределителя;

Удерживая валик в таком положении относительно корпуса, установить распределитель в гнездо так, чтобы осевая линия, проходящая через защелки крепления крышки, была примерно параллельна осевой линии двигателя;
Закрепить распределитель зажигания и уточнить момент зажигания с помощью стробоскопа или лампы.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.

16

Re: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

[b]Проверка свечей зажигания[/b]

Вывернув свечи, осмотрите их. Если свеча покрыта тонким слоем нагара от серо-желтого до светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как такой нагар появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.
Матово-черный, бархатистый цвет нагара говорит о переобогащении смеси и необходимости проверки уровня топлива. Другой причиной может быть слишком большой зазор у электродов свечи. Глянцевито-черный цвет нагара и замасливание свечи указывают на слишком большое количество масла в камере сгорания. Причиной этого может быть износ поршневых колец или направляющих втулок клапанов.
Если на юбке изолятора свечи образуются металлические шарики, выгорают электроды и сам изолятор, то это говорит о перегреве свечи. Причинами этого могут быть неправильная установка момента зажигания, применение низкооктанового бензина, слишком бедная смесь, недостаточное охлаждение и, как следствие, перегрев двигателя.
Нагар со свечи удаляют с помощью жесткой щетки и специальной жидкости для очистки свечей, а если ее нет, то применяю бензин или спирт. После очистки надо осмотреть свечу. Если на изоляторе имеются сколы, трещины или повреждено крепление бокового электрода, то свечу следует заменить.
Зазор между электродами свечи проверяют круглым проволочным щупом, который имеется в комплекте водительского инструмента. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор должен быть 0,5 — 0,6 мм и регулируется подгибанием только бокового электрода свечи. Подгибать центральный электрод не следует, так как этим можно вызвать поломку керамического изолятора.

Авто клуб ПМР. Советы для автолюбителей из Приднестровья.